Сайт о культурно-просветительной работе в Армии и на Флоте

Армейская интеграция

Создать: 07/18/2014 - 16:57

Закономерным развитием военной культуры является заимствование у передовых армий мира

 

Об авторе: Юрий Яковлевич Киршин – генерал-майор в отставке, доктор философских наук, профессор.

Интеграция, объединение людей охватывает все сферы жизнедеятельности человечества, включая политическую, социальную, экономическую, моральную, культурологическую, этническую, демографическую, религиозную и др.

Составляющей общей интеграции является интеграция, заимствование военной культуры в таких областях, как: военная идеология и военная политика; подготовка и ведение войн; научное знание о войне и мире; военные аспекты морали, науки, права и искусства; строительство вооруженных сил, обучение и воспитание войск, военная символика и военный быт, и пр.

ВЗЯТЬ ЛУЧШЕЕ

Интеграция, заимствование – закономерность развития военной культуры. При этом в области военной культуры интеграция осуществляется как в рамках общей интеграции, так и относительно самостоятельно, а заимствование как составляющая диалога военных культур народов, государств, военных союзов осуществляется в мирное и военное время.

Использование достижений в военной культуре других народов, государств зависит от политического устройства государств, от их внутренней, внешней и военной политики; от уровня развития экономики, военной промышленности, техники, естественно-технических наук; от военно-политической обстановки и профессионализма стратегического руководства, а также от способов ведения войн.

На протяжении всей военной части истории человечества объектами заимствования являлись военно-философские концепции, военная идеология, военно-научные и доктриальные взгляды, военная техника и вооружения, комплектование и организационная структура вооруженных сил, обучение и воспитание войск, способы ведения войны, военный быт. Каналами заимствования также были допрос пленных, военные трофеи, военное сотрудничество, торговля оружием и наемничество. Особо важное место в заимствовании во многих государствах всегда занимала разведка.

Заимствование в военной культуре осуществлялось как внутри локальных цивилизаций, так и между ними. К примеру, в XV веке в западноевропейской цивилизации испанцы многое переняли у французов и создали хорошую по качеству артиллерию. В XVI веке испанцы первыми использовали мушкеты (1525 год), а уже в 1527 году мушкет появился в армиях Германии и Франции. Римляне переняли у греков науку об осаде и обороне крепостей, а затем германцы разгромили Римскую империю и переняли у римлян вооружение и способы ведения войны.

Заимствование происходило и между государствами различных локальных цивилизаций. Римляне создали легкую кавалерию на арабский манер. Индийские раджпуты заимствовали у монголов артиллерию, кремневые ружья, у персов они заимствовали лук. В свою очередь, Золотая Орда заимствовала у китайцев порох, который они использовали при изготовлении зажигательных средств.

В 661–750 годах Арабский Халифат заимствовал идеи в обучении и воспитании у мыслителей Греции, Рима, Индии и Китая. Созданию системы воинского обучения и воспитания арабов способствовали также их контакты с завоеванными и соседними народами, которые находились на более высоком уровне развития. С другой стороны, Арабский Халифат оказал влияние на государства западноевропейской цивилизации в сфере военной мысли, вооружения и военной педагогики. Затем Французская революция оказала влияние на Османскую империю – султан Селим III вооружил армию по западным стандартам, его войска обучали западные офицеры.

На базе учения китайских военных мыслителей Сунь-цзы и У-цзы была построена вся философия, теория и практика войны и строительства вооруженных сил в Японии и Корее. Учение Конфуция, в свою очередь, оказало огромное влияние на Японию. Конфуцианство в 1600–1867 годах в период токугавского режима стало государственной идеологией и оказало влияние на японскую армию. В 80–90-е годы XIX века Япония для ведения агрессивных войн копировала опыт Китая и государств западноевропейской цивилизации. Военные инструкторы в японской армии были из Франции, на флоте – из Англии. Молодые японцы направлялись за границу изучать военное дело.

Большое влияние в XIX веке на японцев оказала немецкая военная культура. В 1884 году в Японию прибыл профессор Берлинской военной академии Клеменс Меккель, который принял участие в реорганизации японской армии. Он написал для нее уставы и инструкции, основал в Токио военную академию. В конце XIX века японская армия имела мундир прусского образца, кепи и гамаши – французского. С другой стороны, главнокомандующий японскими войсками в русско-японской войне маршал Ивао Ояма также принимал участие в разработке немецкой военной доктрины, а во время франко-прусской войны 1870–1871 годов он был военным агентом прусской армии.

КОМУ – ВОЙНА, А КОМУ – ПРЕДМЕТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Одним из важнейших каналов взаимного изучения военных культур являлась война.

Во время Корейской войны 1950–1953 годов на стороне КНДР участвовал советский 64-й авиационный корпус. Летом 1951 года в корпусе находилась группа стажеров, изучавших достоинства и недостатки американских истребителей F-80, F-86A и F-84, проводивших сравнение их с советским истребителем МиГ-15. Их выводы и предложения в начале июля того же года были направлены министру авиационной промышленности Михаилу Хруничеву и главному конструктору Артему Микояну. Последний через несколько дней доложил главкому ВВС Павлу Жигареву, что замечания стажеров очень конструктивные и в КБ уже принимаются меры по усовершенствованию самолета МиГ-15.

В годы Корейской войны советское военное руководство стремилось получить образцы американских вооружений из числа захваченных народной армией КНДР. Так, в июле 1952 года начальник Главного артиллерийского управления генерал-полковник Иван Волкотрубенко обратился к заместителю начальника Генерального штаба генералу армии Матвею Захарову с просьбой предоставить образцы американского оружия, такие как новая автоматическая винтовка, реактивные противотанковые средства и безоткатные орудия. Советское военное руководство принимало также активные меры к тому, чтобы раздобыть американский вертолет.

В разное время в СССР были направлены основные части американского самолета F-86A, подвесные баки самолета F-80, радиоаппаратура с самолета F-84 и пр. Впрочем, аналогичную деятельность развернули и американцы – они буквально охотились за новейшими образцами советского вооружения, поставленного в КНДР.

Заимствование друг у друга вооружения и способов и методов ведения войн шло постоянно.

В частности, в IX–VII веках до н.э. ассирийцы широко использовали военный опыт других народов: у хеттов и митанийцев они заимствовали применение конницы и колесниц, а у вавилонян – организацию военных поселений на границах государств. Соседние народы также использовали опыт ассирийцев. Персы научились у них проведению фортификационных работ, осад и штурма крепостей; римляне переняли у персов разбивку военных лагерей.

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ

Примечательно, что зачастую заимствование шло в обе стороны. Так, сарматы переняли у скифов тактику боевых действий, а скифы у сарматов – вооружение. Во время первого (1274 год) и второго (1281 год) походов монголов в Японию они умело применяли взаимодействие, маневры, обходы и действия с флангов. Впоследствии этот опыт японцы использовали в непрекращающихся междоусобных войнах. Арабы-мусульмане в войне с византийцами заимствовали у них оружие и способы ведения войны. Именно под влиянием Византии и Персии сложился арабский боевой порядок. Византийцы же, в свою очередь, заимствовали тактику у тех, с кем воевали.

Однако главной причиной заимствования, осуществлявшегося сторонами в области военной культуры и военного дела, была неравномерность развития военных культур различных государств, вызванная неравномерностью развития их науки и промышленности, а также социальной структуры общества.

К примеру, ранневизантийская военная культура превосходила греко-римскую по следующим показателям: социальная структура общества; прочность социальной базы за счет народного ополчения; глубокое понимание связи армии с политикой; понимание стратегии и тактики; развитие военной науки; военно-техническое превосходство; увеличение удельного веса кавалерии; использование военного опыта врагов и союзников; усовершенствованные боевые порядки; высокое искусство управления боем; более эффективные методы поддержания высокого морального духа.

В XVI веке Испания опережала армии многих европейских государств в разнообразии организационных тактических схем. В конце XVI века испанцев стали копировать французы во главе с Генрихом IV и голландцы во главе с Морицем Оранским. В XVII веке Россия, введя двустороннюю полевую подготовку войск, опережала западные страны. Во второй половине XVII века гвардию в европейских государствах формировали по французскому образцу.

Примером неравномерного развития военной культуры служит преобладание евроцентризма в военной теории и в военной истории в XVIII–XIX веках, что снизило общий уровень знания о войне. Военные теоретики и историки западноевропейской и православной цивилизаций слабо знали философские, психологические, этические, правовые аспекты китайской, исламской и индийской цивилизаций.

Неравномерность в развитии военного дела и вооружений характеризуют следующие примеры.

Арбалеты в Китае стали использовать за тысячу лет до того, как это оружие стало известно странам западноевропейской цивилизации. У египтян колесницы появились на двенадцать веков позже, чем у месопотамцев. В 600–400 годы до н.э. ни китайцы, ни персы, ни греки не смогли добиться таких успехов, как ассирийцы, в строительстве крепостей, в укреплении городов. В IV–II веках до н.э. в осаде крепостей Рим отставал от Македонии. Филипп и Александр Македонские впервые в истории применили прототип полевой артиллерии, используя легкие катапульты и баллисты (особенно удачно они использовались в горах и при переправах через реки). Греки с VII по XII век сохраняли монополию на «греческий огонь» в морских боях (смесь селитры, серы, нефти, смолы). Тяжелая кавалерия впервые появилась в Персии, затем она появилась в Македонии, Сирии и Риме.

Неравномерное развитие военных культур ведет к качественной и количественной асимметрии в строительстве вооруженных сил и в способах ведения войны, что зачастую приводило к поражению в войнах и конфликтах. К примеру, в первой половине XVI века происходили войны двух мусульманских государств – Ирана и Турции. Армия Османской империи имела на вооружении огнестрельное оружие и сильную артиллерию. Иранское войско было вооружено саблями и пиками. В сражении 1514 года на Чалдыранской равнине (Азербайджан) султан Селим I разгромил армию шаха Исмаила I вследствие явного военного превосходства. В 1915 году войско Исмаила I вновь потерпело поражение в сражении у Кочхисара вследствие отсутствия артиллерии.

Однако ответом на огромную асимметрию в военной технике и вооружениях стали партизанские методы ведения войн со стороны аутсайдеров против лидеров. Во второй половине XX века партизанские методы войны использовали вьетнамцы против США, в конце XX века – афганцы против советских войск, а в начале XXI века – там же, но уже талибы и против войск США и НАТО.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕВОСХОДСТВО

Появление армий и начало войн между государствами неизбежно привело к возникновению борьбы за военно-техническое превосходство, в которой всегда были лидеры и аутсайдеры. Также имела место так называемая гонка за лидером, когда военно-техническое превосходство ряда государств продолжалось многие годы, но затем происходило выравнивание военных потенциалов между этими лидерами и другими странами.

Борьба за военно-техническое превосходство велась с древних времен. В 1066 году герцог Нормандский Вильгельм для завоевания Англии использовал конных рыцарей и луки со стрелами. Англичане такого войска в то время не имели. Однако в 1346 году в битве при Крем англичане разгромили французскую армию, поскольку использовали большие луки – оружие лучшее, чем у французов.

Военная культура Византийской империи достигла высокого уровня развития и позволила ей выстоять против многочисленных врагов. Византия обладала одной из самых сильных армий мира и длительное время являлась прочным бастионом христианской Европы. В течение двух веков Византия смогла оказывать сопротивление мусульманской экспансии.

Петр I создал регулярную армию и флот, научил Россию побеждать, догнал европейские страны в военном деле.

В XVIII веке Фридрих Великий разработал теорию использования конной артиллерии, заложил основы навесной стрельбы из гаубиц и стрельбы непрямой наводкой, опередив многие государства Западной Европы.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Результатами контактов военных культур различных государств может быть прибавление к своей военной культуре различной информации, идей и опыта, в целом не изменяющих ее характера, либо же, наоборот, прибавление информации, идей и опыта к своей военной культуре до такой степени, что она становится военной культурой уже совершенно другого качества (в ней в этом случае могут изменяться военная идеология, военная доктрина, военная техника и способы ведения войны); сохранение самобытности военной культуры.

Многие военачальники умели не только использовать опыт и традиции, но при случае наращивали их и творчески  использовали в конкретных условиях обстановки.

К примеру, в XVII веке британские и французские колонисты в войнах в Северной Америке стремились применять европейские способы ведения войны. Однако в условиях Северной Америки они не всегда были доступными. Так, густые леса затрудняли использование кавалерии. Поэтому колонисты отказались от фитильного ружейного замка и раньше других европейцев перешли к ружьям с кремневыми замками. Они отказались от европейских неуклюжих доспехов и заменили их более легкими защитными костюмами из кожи и ткани.

В XVI веке португальцы и испанцы привезли в Японию из Европы огнестрельное оружие (аркебузы, мушкеты). Японцы закупали оружие и у других государств Европы. Вместе с тем Япония сохранила свою самобытность. Японцы обладали талантом подражания, но они добавляли и свои новшества. Так, чтобы европейские ружья были сухими, они сделали лакированные футляры, создали водонепроницаемый щиток для запального отверстия.

Огромный вклад в строительство вооруженных сил, в развитие военной науки и военного искусства, военной культуры внесли лидеры-полководцы, военачальники и другие представители различных локальных цивилизаций.

В 1132 году в Китае был создан бамбуковый мушкет – первое настоящее огнестрельное оружие. В XIV веке в Европе впервые использовали порох в качестве взрывчатого вещества для метательных орудий.

Король Швеции Густав II Адольф (XVI век) стал праотцом современной полевой артиллерии, а также концепции массированного огня; он – автор навесного огня в артиллерии против самоокапывания. Корейский флотоводец Ли Сун Син вооружил корабли пушками с зажигательными гранатами и ввел в строй «корабли-черепахи» с бортами, обшитыми толстыми железными листами. В 1784 году английский лейтенант Генри Шрапнелл изобрел снаряд, наполненный свинцовыми пулями и позже названный его именем. Разрываясь в воздухе, шрапнель поражала не укрытую пехоту.

Испанский полководец XVI века Гонсало де Кордова первым в Европе понял значение для войны ручного огнестрельного оружия. Ян Жижка первым осуществил массовое применение пехоты с боевыми повозками. Немецкая кавалерия первой на войне (XVI век) применила пистолеты (1544 год, Битва при Ранти).

В IV–II веках до н.э. в Европе Эпаминонд при Левктрах умело координировал действия пехоты и кавалерии, тогда как азиатским полководцам это часто не удавалось, хотя они и понимали необходимость в этом.

Огромный вклад во всемирную военную культуру внесли советские полководцы Жуков, Василевский, Рокоссовский и многие другие стратеги.

ВЗАИМОВЫГОДНЫЙ ДИАЛОГ

Диалог военных культур возможен путем как насильственного, так и ненасильственного насаждения военной культуры в другие государства. Подобным образом, например, внедрялась советская военная культура в странах Организации Варшавского Договора, в Китае, КНДР, Вьетнаме, а также в некоторых странах третьего мира. Примерно так же распространяли свою военную культуру США в союзные государства и страны третьего мира, враждебные СССР. Сегодня, чтобы войти в НАТО, государства-кандидаты должны построить свои вооруженные силы по натовским стандартам.

Истории известны также и факты насильственного заимствования. Это случалось чаще всего в отношении своих союзников, а также на завоеванных территориях при создании буферных государств и армий. Иногда для этого использовались перевалочные столицы. Так, столицы Османской империи кочевали на восток по мере завоевания православно-христианского пространства (Андриаполь, Константинополь).

Важную роль играет контакт военных культур в союзах и военных коалициях. Успех в коалиционных войнах непосредственно зависит от совместимости военных культур и от их взаимодополняемости.

Государства демонстрируют неодинаковую способность адаптироваться к новым формам борьбы, разный уровень развития военного искусства. Поэтому новое оружие, новые способы ведения войны не всегда являются гарантией победы.

Истории известны факты, когда военные руководители недооценивали военные достижения других армий, когда военачальники запаздывали с внедрением новшеств в процессе военного строительства своих армий.

В ходе же войн воюющим сторонам не всегда удавалось воспользоваться опытом противника. Концепцию ведения войны в пустыне разработал немецкий генерал Эрвин Роммель. Он использовал ее в Ливии и Египте в 1941–1942 годах. Однако английское военное командование не поняло нового способа ведения войн в пустыне (тесное взаимодействие артиллерии и танков), и в результате англичане понесли огромные потери.

Король Швеции Густав-Адольф создал новый мушкет, новую артиллерию, ввел более совершенный боевой порядок. Однако противники Швеции, зная о достижениях короля, не создали у себя ничего подобного, они не поняли новых перемен в военном искусстве, побоялись ломать традиции, способы ведения войны, систему производства оружия. После войны России с Турцией 1877–1878 годов в военной академии Германии полученный опыт был введен в курс обучения, а в России в академии Генерального штаба эта война не изучалась.

Негативный опыт имело и зачастую слепое подражание какой-то определенной военной культуре, не являющейся передовой или подходящей для заимствующей ее стороны. Так, упадок армии России начался с подражания иностранцам при Павле I, который копировал традиции Пруссии и Франции (шагистика, военные поселения, парадность, узкие костюмы и косы). Уставы 1755 и 1763 годов навязывали прусские линейные боевые порядки, шаблонные действия. После 1812 года до Крымской войны военная культура России переживала застой. В эти годы победы над персами, турками и поляками стали результатом не столько военного искусства, сколько силы.

Отдельно можно упомянуть и о наличии различных проблем в процессе осуществления заимствований тех или иных элементов военной культуры, что объяснялось более низким уровнем развития в той или иной области. В итоге заимствуемые новые виды вооружений и военной техники часто были несовершенны. К примеру, недостатки имелись у первых французских кремневых замков для ружей. Однако в 1653 году Людовик XIV вместо того, чтобы принять меры по совершенствованию кремневых замков, издал указ, который запрещал употребление кремневого замка в войсках, угрожая нарушителям смертной казнью.

При заимствовании военной теории, военного строительства государства учитывали свои консервативные особенности. Так, военно-теоретическая мысль Византии оказала влияние на арабов Арабского Халифата, но они усваивали византийские идеи, взгляды, теории через принципы, догматы, доктрины ислама.

В XVIII–XIX веках флот Британии был самым мощным в мире. Когда в результате промышленной революции появилось много различных изобретений в области флотских вооружений, агрегатов и связи, британское флотское руководство сопротивлялось этим переменам. В результате только к 1870 году британский флот отказался от парусов.

Истории известно много фактов, когда при заимствовании не учитывались национальные особенности. В XVIII веке турецкая армия в борьбе против России пыталась использовать боевые порядки западноевропейских армий. Однако слепое копирование успешных результатов не дало, поскольку не были учтены особенности турецкой армии.

Внедрение новейших достижений в области вооружений, способов ведения войны тормозилось иногда религиозными предубеждениями. Так, применение пороха в некоторых странах тормозилось в результате религиозных предубеждений – действие пороха считалось прихотью «нечистой силы».

В западноевропейской и православной цивилизациях укоренилась концепция евроцентризма, недооценивалась военная культура стран Востока, в частности индивидуальный подход к обучению воинов, что позволяло более полно раскрывать их индивидуальные способности.

ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ

Из анализа проблем интеграции военных культур, исторического опыта заимствования армий различных государств для миролюбивых государств можно сделать следующие выводы и требования.

Во-первых, военные культуры государств, военная культура мирового сообщества, используя свои возможности и заимствования, должны обеспечить выживание человечества, внести вклад в достижение единства человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии, а также углубить и расширить смыслы бытия человечества, которое живет для себя, для потомков, чтит память о предках и использует их исторический опыт.

Во-вторых, заимствование в военной области, безусловно, необходимо в тех случаях, если оно вносит вклад в решение глобальных проблем (безъядерный мир, нераспространение ОМУ, гармония миролюбивой политики и военной безопасности, изменение роли народа во всемирной истории, однонаправленный созидательный научно-технический прогресс и др.); если направлено на успешное ведение оборонительных отечественных и справедливых войн, на борьбу с международным терроризмом; если позволяет творчески использовать лучшие достижения военных культур других государств с учетом национальных особенностей своих армий и не допускает слепого копирования. При этом нельзя допустить, чтобы итогом заимствования был выбран ложный, ошибочный путь в строительстве вооруженных сил. Также следует добавить, что интеграция военных культур нуждается в политическом и стратегическом управлении.

В-третьих, интеграция военных культур в определенном смысле позволяет ликвидировать войны как образ жизни человечества, внести вклад в формирование мирного образа жизни; превратить военную культуру в культуру мира, добиваясь гармонии между миролюбивой политикой и обеспечением военной безопасности. При решении проблем заимствования миролюбивые страны должны стремиться создавать такую количественную и качественную структуру военной культуры, которая бы позволяла при определенных условиях в короткие сроки активно осуществлять разоружение или вести переговоры о разоружении. Целесообразен одновременный отказ конфликтующих государств от достижения в отношении друг друга военного превосходства.

В-четвертых, мораль и военная культура в полной мере совместимы. Однако для этого необходимо превратить военную культуру в человекосберегающую; иметь пределы применения военной силы для достижения политических целей; заимствовать то, что сохраняет «биологический фонд», обеспечивает в войнах  минимальные жертвы и разрушения; соблюдать нормы международного права, соглашения; не допустить проведения научных исследований с целью создания новых видов оружия массового уничтожения; установить юридическую ответственность политиков и стратегов за развязывание несправедливых, захватнических войн. Постановку политиками и военными стратегами мирового сообщества социальных заказов на создание новых видов оружия массового уничтожения на физических, химических, биологических и природных основах следует считать преступлением против человечности и человечества.

Военная безопасность мирового сообщества должна превалировать над военной безопасностью отдельных государств, причем в обеспечении военной безопасности мирового сообщества приоритет должен принадлежать гуманитарной составляющей, а не силовой.