Директор легендарного ансамбля Александрова: «Наша задача — делать державу привлекательной»

Создать: 02/08/2016 - 13:38
 легендарный ансамбль Александрова
…В руки случайно попал прелюбопытный документ — цитируемость ансамбля Александрова в прессе (от ТВ до Интернета) за 2015 год по сравнению с десятком других, схожих по эстетике коллективов.

Отрыв впечатляющий. Это как сравнивать Большой театр и какую-нибудь местечковую труппу. Во-первых, в глаза бросается масштаб «александровских деяний», а это под 300 концертов в год, из которых примерно половина — выступления полного состава ансамбля (хор, оркестр, балет). Во-вторых… собственно, это был мой последний вопрос полковнику Малеву — тоже, кстати, абсолютно легендарной личности: как удается столько лет держать планку, не скатиться в какое-то дурновкусие, кривляние? Малев ответил как выдохнул, даже не выдержав паузы: «Да как с такой традицией, с такими корнями куда-то скатишься? Мы не имеем права. За нами — Россия».

Директор легендарного ансамбля Александрова:

«Наша задача —  делать державу привлекательной»

Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

 

 

Мое знакомство с Академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени Александрова началось необычным образом: я уже приехал в их штаб-квартиру на Плющихе, как вдруг Леонида Малева неожиданно позвали в главный Александровский зал: «Все вас ждут». «Кто ждет? Кто распорядился?..» — директор Малев недоуменно входит в зал, а там уже собрался весь коллектив — он просто ахнул: общественная организация РАЕН вручила Леониду Ивановичу свою высшую награду — орден Москвы.

Но дело даже не в награде как таковой, а в поддержке всего коллектива, которую в приказном порядке не получишь. Более двухсот артистов стоя аплодировали своему начальнику, спев ему в итоге «Многая лета», а ведь нет ничего важнее родственной атмосферы внутри ансамбля, тем более такого организационно сложного. Грядет 90-летие александровцев — хороший повод поговорить с директором о нынешнем статусе прославленного коллектива. Тем более когда главный девиз директора — «Прежде думай о людях, а потом о себе».

— Понятно, что ансамбль носит имя человека, написавшего музыку к нашему гимну, и вы не раз участвовали в создании «эталонной версии»; какие здесь есть подводные камни, секреты?

— Секрет вот в чем. Когда три года назад мы открывали памятник А.В.Александрову, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу справедливо отметил, что слова к гимну менялись три раза, а музыка оставалась неизменной. И он предложил записать гимн со звездами российской эстрады для популяризации главной песни страны. Для записи на «Мосфильм» мы пригласили Олега Газманова, Ларису Долину, Алсу, Валерию, Дениса Майданова, Александра Маршала и других артистов. Диск с гимном потом разослали во все посольства Российской Федерации за рубежом, воинские части, отдаленные гарнизоны, на корабли — это очень важная история… Есть такая особенность. В Законе о Государственном гимне сказано: «Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом».

— Но не все следуют этой редакции?

— Увы. Играют кто во что горазд, в разных тональностях, в разных темпа… Оригинальная тональность (в приложенной к закону партитуре) — до мажор. Есть еще нюансы: в оркестровом (инструментальном) варианте может исполняться один куплет, а если со словами, то обязательно должны быть исполнены все три куплета. Текст, мелодию и ее ритмический рисунок менять нельзя! Любые изменения преследуются по закону. Но зачастую, особенно в настоящее время, различные исполнители меняют и мелодию, и ритм, и даже гармонию, замедляют или ускоряют темп. Все это кардинально меняет всю музыкальную палитру, а главное — характер и предназначение музыкального символа нашего государства… Это недопустимо.

— Оттолкнемся от реалий сего дня. Кто-то в шутку, в качестве комплимента зовет вас «главным идеологическим оружием России», но страны Балтии, похоже, эту шутку обратили в явь, не пустив вас в декабре на свою территорию…

— В прошлом году мы праздновали 70-летие окончания Великой Отечественной войны, и ансамбль с военной песней выступал во всех столицах европейских государств, освобожденных Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков; конечно, планировали приехать и в Таллин, Вильнюс, Ригу. Сначала пошли высказывания их высоких чиновников, что «мы сильные и не боимся песенного оружия, нас не испугаешь русскими барабанами и тромбонами»; затем они запросили списки военнослужащих (а в ансамбле служат как военные люди, так и штатские), мотивируя это тем, что военные должны по особому статусу въезжать через границу… Что ж, мы включили в списки только штатский персонал, дабы упростить все процедуры и никого не раздражать. Отправили им репертуар. Уже были подготовлены концертные площадки, но… в итоге прибалтийские чиновники решили нам все-таки отказать. Хотя, повторюсь, мы объехали всю Европу, и нашей крайней точкой стала Варшава.

— Даже в Польше не отказали.

— Ну что вы, в Польше нас так принимали! А прибалты объявили ансамбль идеологическим оружием ушедшей эпохи. Ну и, хочу я спросить, где же разница между жесткой цензурой коммунистической идеологии, против которой они выступают, и их нынешними «демократическими» действиями? То же самое, только наоборот. Есть афиша, есть концерт, каждый вправе выбирать — хочет он это слушать или нет. А тут руководители всё решили за народ. Хотя я был там накануне: люди хотели прийти на наш концерт. И где же тут их демократия? Ансамбль Александрова весь мир объехал, выступая в Штатах, Канаде, Франции, Великобритании… нигде подобных проблем не возникало. Какая идеология может быть в «Смуглянке» или в «Калинке»?..

— Как контрпример — на гастролях в Польше вы даже не включили в программу «Священную войну», но они сами попросили.

— Был такой случай в одном из польских городов. И зал в финале концерта, очень удивившись, что не было «Священной войны», стал ее требовать хотя бы на бис. Поляки замечательно нас всегда принимают. Ни разу не было случая негативного отношения: люди дарят цветы, мягкие игрушки, даже конфеты солистам… Помню наш концерт в городе Коженице как раз в день 60-летия Владимира Путина. И, находясь вдали от родины, мы решили исполнить в честь президента «Многая лета». Объявили, исполнили, а потом я полякам предложил: вы тоже можете исполнить в честь нашего президента свою здравицу. И весь трехтысячный зал встал и стоя спел «Sto lat»: «Пусть живет сто лет Владимир Путин!». Видео есть в Интернете. Причем все пришли в зал по билетам, не было приглашенных… никто их не заставлял, но они спели. А это индикатор отношения простого народа к нашему президенту.

— А президенту другой страны могли бы спеть?

— Я спрашивал у поляков, говорят — нет.

— Артисты из вашего ансамбля сдают нормативы по боевой подготовке?

— Ну разумеется. К артистам-военнослужащим — свои жесткие требования. Бегают кросс, подтягиваются, выезжают на стрельбы… Раз носишь погоны, то ты как военнослужащий должен сдавать нормативы и всегда быть в форме. Но главное, конечно, выполнить свои обязанности на сцене. Ведь мы же — особый отряд Вооруженных сил…

— Награды, с которыми артист выходит на сцену, разумеется, настоящие?

— Разумеется! У нас многие имеют награды за наши выступления в «горячих точках», ведомственную медаль «Генерал-майор Александр Александров», медаль «За возвращение Крыма» и другие.

— Разъясните ситуацию в отношении вашего давнего спора с ансамблем Внутренних войск МВД, который, выезжая за рубеж, использует ваш бренд «хора Красной Армии»… Воз и ныне там?

— Тут все просто: была Красная Армия — мы были ансамблем Красной Армии; с 1946-го мы стали называться ансамблем Советской Армии, затем — Российской… Это понятная преемственность, это наша 90-летняя история. У ансамбля Внутренних войск МВД история иная: он был создан в 1973 году в составе Внутренних войск. Соответственно, Внутренние войска до этого назывались НКВД, еще раньше — конвойные войска. Ну и какая связь с Красной Армией? Нет, объясните?.. Когда-то конвойные войска входили в состав Красной Армии по призыву. Но это был 1925 год — не смешно ли? Ну, назовитесь тогда ансамблем песни и пляски конвойных войск — это будет исторически правильно.

— Да ну что вы, это жуть какая-то…

— Зато честно. И потом, посмотрите с другой стороны: есть же ветераны Внутренних войск, у них тоже свои обычаи и традиции. Им приятно читать на зарубежных афишах про «хор Красной Армии»? Это как чужой паспорт показывать. Я говорил им как-то: назовите себя ансамблем полиции России. Это же звучит! Такого ни у кого нет, прекрасный профессиональный коллектив. Но нет…

— Так когда в этой истории будет поставлена точка?

— Правда должна восторжествовать. Потому что логики в их действиях нет никакой. Чужие грядки топтать нехорошо. И что иностранец потом должен о нас думать? Вместо армии попал в полицию!..

— А у вас авторитет за рубежом высокий?

— Не то слово. Наши концерты за рубежом проходят при неизменных аншлагах, среди почетных зрителей — первые лица государств, интерес со стороны средств массовой информации отражает интерес жителей той или иной страны к ансамблю Российской армии и к России в целом. У нас всегда живое исполнение, к тому же мы практически всегда учим песню на языке той страны, куда едем… К слову, в 2015-м репертуар ансамбля пополнили 12 народных песен — китайские, еврейские, болгарские, сербские, венгерская и румынская… Надо понимать, что мы формируем мнение и уважение к целому российскому народу.

— Ну, тогда самое время поговорить о традициях.

Восемь традиций ансамбля Александрова

Первая. Итак, артисты разучивают новую песню на языке принимающей страны, причем лингвистически подходят к процессу очень ответственно, будь то итальянская народная песня или китайская.

Вторая. С определенного момента ансамбль решил начинать все свои концерты жестко по времени: написано в афише — семь вечера, значит, представление начнется ни минутой позже. Никаких тебе традиционных задержек на 15–20 минут.

— Ну вот представьте себе, — продолжает Леонид Малев, — группа из 120 человек переезжает из города в город, плюс грузовик с реквизитом. Если мы назначили отъезд из гостиницы на пять утра, значит, ровно в пять три автобуса отойдут.

— А кто не успел — на такси?

— Таких, «кто не успел», уже просто нет. Мы же говорим о традициях. Завели — соблюдаем. Вот поехали в турне по Чехии и Словакии — импресарио вдруг подходит ко мне: «Надо начать концерт на 20 минут позже». — «Почему?» — «Зал большой, несколько тысяч мест, люди на машинах приехали, припарковаться не могут, тем более все знают, что начнут позже». — «Сколько уже сидит, а сколько не хватает?» — «4500 сидят, еще 400 в пути». — «То есть тысячи человек должны ждать, пока остальные придут?..» Короче говоря, начали мы вовремя. Импресарио аж позеленел от негодования. Во втором городе история повторилась. В третьем… смотрю — импресарио уже не подходит ко мне, молчит. Я у него спрашиваю: «Рудольф, а что же вы не просите в этот раз отложить начало?» — «Потому что по всему городу объявили, что русские начинают вовремя, не опаздывайте». А со временем все привыкли и даже иной раз устраивали тотализатор — начнем мы вовремя или нет. Появились статьи с такими названиями: «Русским можно верить, они делают всё точно как куранты или часы на Биг-Бене». Раз у них вот так всё, значит, с ними можно иметь дело — в бизнесе, политике, культуре…

Третья. Из вышесказанного вытекает следующая традиция: мы должны влюбить в себя тех, кто о нас еще не знает, упрочить мнение о себе у тех, кто знает, но подзабыл, а главное — удивлять, показать красивую и привлекательную Российскую армию. После концертов к нам подходили студенты из Праги, Братиславы и говорили: «Послушав ваши красивые песни, мы решили завести у себя новшество — кружки русского языка, чтобы лучше понимать смысл». Другие подходят: «Теперь мы обязательно поедем на каникулы в Москву или Петербург». Порождаем симпатию к армии и к стране. Для наших ребят это прекрасная реклама призыву. Как для контрактников, так и для срочников. Мы показываем родителям, что в эту армию не страшно идти служить.

Четвертая. Стали использовать экраны во время концертов, но тут нельзя переборщить, нельзя с этим заигрывать, увлекаться видеорядом. В основном там отображаются переводы русских песен на иностранный язык, смыслы для ансамбля Александрова очень важны.

Пятая. Каждый Новый год, когда в Москве бьют куранты, открывается шампанское и люди в кругу семьи встречают Новый год, ансамбль выезжает в отдаленные гарнизоны России.

Малев:

— 2016-й мы встретили в Нальчике и Владикавказе, выступая перед военнослужащими и их детьми, 2015-й — на Дальнем Востоке, 2014-й — на Северном флоте. Пока у других праздник, мы несем праздник на дальние рубежи и в самые отдаленные гарнизоны. Мы для этого и предназначены и эту традицию не нарушим.

— Вы упомянули детей…

— Правильно, мы стали делать для детишек военных новогодние сказки — «Про Ивана-молодца, удалого храбреца», многие другие. Вы не представляете, как это важно для семей военнослужащих, которые находятся многие месяцы на посту! К тому же каждый ребенок получает сладкий новогодний подарок в виде Спасской башни от министра обороны. Кстати, в этом году мы пригласили на представления и детей военнослужащих чеченского ОМОНа, и каждый получил свою Спасскую башню.

Шестая. За границей (первый раз — в Словакии) ансамбль стал проводить мастер-классы в музыкальных учебных учреждениях — от школ до консерваторий.

Седьмая. За рубежом концерт начинается с внесения государственных флагов России и принимающей страны под песню «Несокрушимая и легендарная». Флаги устанавливаются на сцене на время всего концерта, что поддерживает особую атмосферу в зрительном зале.

Восьмая. Приезжая в тот или иной город, актив ансамбля обязательно навещает местных ветеранов, еще оставшихся в живых, но ограниченных в передвижениях.

— Вот мы говорим: надо заботиться о ветеранах, — продолжает Малев, — слова словами, а надо идти и делать. Вот ансамбль и обратился ко всем деятелям искусства: когда вы приезжаете в город с концертом, почему бы заранее не договориться с социальной службой, чтобы навестить ветерана? Многие-то уже из дому выйти не могут… но живы эмоциями и чувствами. Вот мы с прошлого года затеяли эту традицию: берем с собой продуктовый набор, чтобы человеку было приятно, приезжаем на квартиру и выступаем прямо там. Бесплатно и без лишних слов. Вы не представляете, какая это радость для ветерана! Может, это жизнь ему продлит на несколько недель или месяцев.

— Раньше ансамбль плотно работал с великими композиторами-песенниками — Соловьевым-Седым, Блантером, Дунаевским etc. Как сейчас строится работа с авторами? Репертуар пополняется?

— Так же и сейчас. Для нас пишут Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Илья Резник и Игорь Матвиенко, Ким Брейтбург, Владимир Шаинский, Олег Газманов — очень многие. Иные песни рождаются буквально на глазах — как, например, «Вежливые люди». Слова написал начальник Управления культуры Минобороны Антон Губанков, музыку — зам. начальника ансамбля Вячеслав Уманец. За несколько дней — миллион просмотров…

— То есть ансамбль Александрова — это не какое-то закостенелое музыкальное учреждение из прошлого, а очень отзывчивый к действительности коллектив.

— Да, и вот вам интересный факт: в 2015 году наш репертуар пополнили 28 новых произведений.

— Кстати, о звездах эстрады. Это правда, что давным-давно в ансамбль не взяли Баскова?

— Была такая история. Его прослушали и предложили работу в хоре. Но Николай ответил: «Нет, в хор не встану».

— Впоследствии вы с ним работали уже как со звездой?

— Конечно. В зале Чайковского, например, на наш прошлый юбилей. Ну, он, конечно, припомнил. Сказал со сцены, что его в ансамбль не взяли. Думаю, во время выступления Николай почувствовал всю силу нашего хора…

— Коллектив у вас немаленький — есть ли проблемы с набором хористов, оркестрантов, танцоров?

— Коллектив устоялся — стабильный, управляемый, высокопрофессиональный, дисциплинированный. Проблема одна: хотелось бы, чтобы заработная плата была несколько выше, чем она сегодня есть. Для стабильности коллектива это очень важно. Потому что экономическая обстановка меняется, людям трудно жить.

— Артист должен на кураже выйти на сцену. Как поддерживать в нем этот драйв?

— После каждого выступления мы подводим итоги, кого-то отмечаем, стараемся говорить добрые слова. Это сплачивает и без того дружную команду нынешнего состава александровцев. Вы же видите, как все стоят на сцене — по-военному подтянутые, красивые, всё делают с удовольствием. Приятно смотреть. Не зря поклонники называют нас ансамблем высокой моды. У наших артистов всегда на первом месте — гордость за свою профессию и за тот коллектив, в котором ты работаешь. За рубежом и у нас в стране ансамбль Александрова — это визитная карточка России, особый творческий отряд Российской армии.

Ян Смирницкий, Электронное периодическое издание «MK.ru»