КОНЦЕРТНАЯ ПРОГРАММА АЛЕКСЕЯ ЗУБАРЕВА «НИ ШАГУ НАЗАД!» РАСКРЫЛА ВЕЛИЧИЕ ПОБЕДЫ В МОСКОВСКОЙ БИТВЕ

Создать: 12/16/2021 - 15:35
КОНЦЕРТНАЯ ПРОГРАММА АЛЕКСЕЯ ЗУБАРЕВА «НИ ШАГУ НАЗАД!» РАСКРЫЛА ВЕЛИЧИЕ ПОБЕДЫ В МОСКОВСКОЙ БИТВЕ

Концертная программа «Ни шагу назад!», посвященная 80-летию Московской битвы, премьера которой в ноябре состоялась в Центральном Доме Российской Армии, получила высокую оценку на показе в Культурном центре Центрального Дома ученых 9 и 12 декабря.

Скажу сразу, аншлага на этих концертах не было. Возможно, потому, что мероприятий, посвящённых 80-летию битвы под Москвой, в эти дни в столице очень много. Только на сайте мэра Москвы их несколько десятков. Возможно, о сценической площадке ЦДУ, что практически в центре, на Пречистенке, мало кто знает, хотя здесь выступают многие известные шансонье. А возможно, причина в смене культурных ориентиров у жителей стольного города. Но зрители, что пришли, причем пришли осознанно (ошибки в своих решениях ученые сводят к минимуму), явно не пожалели. Более того, они настолько прониклись затронутой артистами героической темой, были поражены их исполнительским мастерством, что сначала, по ходу программы, часто слышались возгласы «браво!», в перерыве между отделениями в кулуарах шел весьма эмоциональный обмен мнениями по поводу увиденного и услышанного, а по завершении исполнителей наградили градом аплодисментов и букетами цветов.

Авторы программы позиционировали свое творение как музыкально-поэтический спектакль, но с первыми звуками струнных инструментов, задавших тон действу, да и в дальнейшем, настойчиво напрашивалось сравнение с эпическим сказанием. Словно все, кто выходил на сцену – музыканты, вокалисты, мастера художественного слова и хореографии во главе с солистом концертного ансамбля Центрального Дома Российской Армии Алексеем Зубаревым, – были участниками тех суровых событий восьмидесятилетней давности и теперь поведали современным россиянам, как был совершен Великий подвиг под Москвой. Поведали широко, масштабно, пронзительно, красиво, раздумчиво, образно и очень достоверно. Настолько достоверно, что сам с головой окунаешься в гущу драматических событий 1941 года.

По неписанным законам эпоса программа и начинается с запева: в исполнении Алексея Зубарева, оркестра народных инструментов и струнного квартета «Авангард» звучат песни «Отгремели под Москвой давно бои» (слова Валентиной Зимненковой, музыка композитора заслуженного артиста России Александра Кукушкина), «Память, память» (слова Роберта Рождественского, музыка Георгия Мовсесяна) и «Поле Куликово» (слова Михаила Матусовского, музыка Тихона Хренникова). Песни в сопровождении видеокадров раскрывают нам дивные просторы Подмосковья с бескрайними зелеными лугами и белоснежными ромашками. Именно они стали святыми местами ратной славы России. Именно там шли ожесточенные сражения с превосходящими силами фашистских полчищ, там стояли насмерть за каждый метр родной земли.

Никогда не думал, что так мощно, основательно и сочно в качестве аккомпанемента может звучать оркестр народных инструментов (в данном случае ансамбль, в котором собраны музыканты – солисты ведущих музыкальных коллективов Москвы, а главную партию ведет Елена Гришина (гусли клавишные). Мы привыкли, что он исполняет музыку озорного или лирического фольклора. Тут же – серьезные песни гражданского звучания, которые буквально завораживают. К слову, все песни, отобранные для программы Алексеем Зубаревым, сегодня довольно редко звучат на телевидении и концертах, хотя в свое время их пели И. Кобзон, Л. Лещенко, М. Магомаев и другие звезды отечественной эстрады. Но в них глубочайший смысл, берущие за душу интонации, и они точно отражают атмосферу конкретного периода времени. Как, скажем, песня «Танго 1941-го года» (слова Игоря Поклада, музыка Юрия Рыбчинского), которая вместе с инструментальной композицией «Рио-рита» (музыка Энрике Сантеухини) безошибочно переносит нас в мирный период жизни страны, в самый канун войны.

Прочувствовать дух, особый колорит того времени помогают солисты балетной группы концертного ансамбля ЦДРА, постоянно перевоплощающиеся в разные образы: то они – озорные ребята-непоседы, любящие танцевать, с началом войны – воины, отважно сражающиеся на поле боя (показателен в этом смысле прекрасно поставленный концертный номер с песней «Баллада о знамени» (стихи Р. Рождественского, музыка О. Фельцмана). Причем солисты блестяще выглядят как в группе, так и индивидуально. В целом во многом благодаря именно им действие спектакля получает роскошный театрализованный характер.

Одним из ключевых моментов программы стало исполнение песни, чье рождение пришлось на первые дни Великой Отечественной войны, «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). Уверен, далеко не каждый режиссер отважится включать в свою постановку этот легендарный гимн защитников страны. А здесь с первыми набатными тактами произведения на широком экране поплыли строки его текста, и каждый зритель мог подпевать вокалисту и чувствовать в этот момент себя … застывшим в строю бойцом Красной Армии, получающим оружие ополченцем, готовящейся к фронтовым испытаниям связисткой, медсестрой, рабочим оборонного завода, жителем, возводящим противотанковые преграды…  

Все это нашло отражение в кадрах документальной хроники. А о всенародном характере войны, о мужестве и героизме защитников Москвы рассказали последующие концертные номера. Они посвящены не только вооруженным защитникам, но и детям, которые наравне со взрослыми переносили все тяготы и лишения, женщинам – матерям, женам, невестах, ждавших своих солдат с фронта или хотя бы весточки от них.

В этой связи хочется сказать о заслуженной артистке России Наталье Пярн. Она выходила на сцену более десяти раз, читала правдивые поэтические строки Юлии Друниной об актрисе-ополченке в манто и весьма реалистично создала образ солдатской матери. Что примечательно, материнские чувства и тревоги она выразила в трогательных стихах собственного сочинения.

Авторы программы не могли пройти мимо темы контрнаступления советских войск в битве под Москвой, чему были посвящены песни «Ты, моя Москва», «Передний край» (слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой), «Песня защитников Москвы» (слова А. Суркова, музыка Б. Мокроусова). Все эти песни словно получили второе дыхание, поражая глубинным смыслом.

Насладились зрители и народной песней в чистом виде. Предложенные ансамблем вариации на тему русской народной песни «Валенки» покорили сердца многих. Ну а истинные музыкальные гурманы смогли по достоинству оценить инструментальную композицию «Два старинных вальса» Елены Гришиной в ее же виртуозном исполнении.

Заключительная часть программы достигла, пожалуй, самого высокого эмоционального накала. В исполнении Алексея Зубарева звучали песни о неизвестном солдате, о березовых снах России, о несгибаемом русском духе. А финал ознаменовался исполнением «Гимна Москвы» («Моя Москва», слова М. Лисянского, музыка И. Дунаевского). Песни, воспевающие героизм, мужество, стойкость и душу нашего народа.  

Зрительские оценки музыкально-поэтическому спектаклю были весьма восторженные. А вот мнение одной из ее участниц – заслуженной артистки России Натальи Пярн: «Я рада, что принимала участие в этой концертной программе, исполняя роль матери на протяжении всего действия. Замечательный ансамбль! Замечательные артисты ЦДРА! Великолепный видеоряд! И браво главному исполнителю и вдохновителю Алексею Зубареву! Он проделал титаническую работу и проявил весь свой профессионализм, чтобы создать великолепный музыкально-поэтический спектакль, раскрывающий величие победы в Московской битве!».