ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Слово о полку Игореве

ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
(ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)

В.Н. Гребеньков

Человечество для решения своих проблем вновь и вновь вынуждено прибегать к военной силе. Минувшее столетие привнесло в мировую историю беспрецедентные по своим масштабам человеческие жертвы, породив две мировых войны, многочисленные военные противостояния и вооруженные конфликты. Это же наглядно продемонстрировали и события последних лет, когда были развернуты немалые по масштабам применения военные акции против международного терроризма. Данные акции с необходимостью потребовали переосмысления многих устоявшихся воззрений, уточнения старых и поиска новых подходов к решению проблем безопасности человеческого бытия. Но поиск цивилизованных, гуманных отношений между людьми и народами идет довольно трудно. Одной из таких трудностей, по мнению автора, является недостаточно высокий уровень военной культуры различных социальных субъектов, в том числе и всего общества.

Повышенное внимание к осмыслению сущности и содержания военной культуры общества (имеется в виду в первую очередь России) обусловлено рядом взаимосвязанных причин и обстоятельств.

Во-первых. Характер и тенденции развития современных глобальных и внутринациональных проблем чрезвычайно остро поставили вопрос о гарантиях безопасного бытия и развития всех субъектов общественно-исторического развития. По оценке Б.Рассела: «Человечество постоянно делает одну и ту же ошибку, считая, что одни его части лучше или хуже других. Формы, в которые это выливается, разнообразны, но ни одна не имеет рационального основания» (1).

Исследование феномена военной культуры общества, ее формирование и развитие в современных условиях актуализирует необходимость осмысления существующих воззрений, теорий, подходов к рассмотрению различных ее аспектов. Очевидно, что практическая реализация этой задачи во многом определяется глубиной научных представлений о природе, историческом процессе, закономерностях и тенденциях развития военной культуры общества.

Во-вторых. Изучение динамики происходящих изменений в российском обществе в начале третьего тысячелетия свидетельствует о том, что невысокий уровень, а часто и полное отсутствие военной культуры у людей, пришедших к государственному управлению в России после 1991 года, поставило вооруженные силы и само общество в трудные условия.

Ситуация, в которой находится сегодня наша страна, характеризуется обострением внутренних конфликтов с трудно прогнозируемым характером проявления. И, безусловно, довольно опасным является сползание на путь разрешения противоречий с позиций военной силы. В этих условиях естественной выступает потребность в научном обосновании программы поэтапных преобразований, в которых вопросы военной культуры общества занимали бы не последнее место. Социальные трансформации, происходящие сегодня в России, ставят перед учеными-обществоведами наукоемкую задачу исследования социальной реальности с разных культурных позиций, в том числе и с точки зрения ее военной составляющей. Особую научную и практическую значимость приобретает исследование того пласта в российской культуре, в котором синтезированы материальные и духовные ценности, произведенные и реализуемые личностью, обществом, государством для упрочения гарантий безопасности своего бытия.

Реализация данной исследовательской задачи актуализируется также и потребностью углубления знания исторического прошлого страны, необходимостью упрочения этнонациональной памяти российского народа, формирования социального оптимизма у населения страны.

В-третьих Разработка программы преобразования России и переход к стратегии устойчивого развития диктуют необходимость преобразований в духовной сфере. В военной культуре духовный фактор играет чрезвычайную роль, так как способствует преодолению кризисных ситуаций.

Исследование духовного потенциала субъектов военной культуры общества не должны игнорировать представители различных отраслей научного знания. В решении этой задачи социально-философская теория призвана сыграть достаточно важную роль, выступая своего рода задающим генератором. Именно в рамках социально- философской науки складывается философия безопасности. Исследование условий безопасного бытия, развития субъектов общественно-исторического процесса, опора на социально-философские методы исследования позволяет с различных сторон взглянуть на проблемы военной культуры общества.

В-четвертых. Как социокультурный феномен военная культура общества не только охватывает прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Формирование качественно новой военной культуры российского общества предъявляет повышенные требования к методологическому и гносеологическому потенциалу философии военной культуры, возникает потребность исследования мировоззренческих, методологических и прикладных проблем, связанных с выработкой программы ее совершенствования. В этой связи требуется системно- аналитический подход, позволяющий определить: более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании; конкретные механизмы целостной системы военной культуры и достаточно полную типологию ее связей; основание, критерии анализа свойств системы, структуру и динамику развития механизма поддержания необходимого уровня военной культуры общества.

В-пятых. Особую актуальность сегодня приобретают проблемы совершенствования военной культуры российского общества, ибо совершенствование военной культуры общества представляет собой сложный, многомерный объект исследования, требующий немалых усилий представителей различных отраслей знания. В силу этого социальная философия, исследующая это явление в своем контексте, призвана создать исследовательскую базу формирования высокого уровня военной культуры российского общества.

К тому же совершенствование потенциала организованных систем лежит через укрепление их целостности. В свою очередь, это требует приведения каждого из ее элементов в то необходимое состояние, которое позволяет реализовать свое функционально- целевое предназначение. Поэтому социально-философский анализ условий и путей, тенденций развития каждого из элементов системы военной культуры, их гармоничной целостности в рамках системного целого имеет важное не только методологическое, но и практическое значение. Помимо всего прочего, социальная философия призвана создать такую теоретико-методологическую базу практических действий, при которой обеспечивалась бы высокая степень защищенности управления механизмом формирования военной культуры общества от субъективизма, некомпетентности и политических спекуляций.

Таким образом, обострение общецивилизационных противоречий и, отсюда, необходимость формирования высокого уровня военной культуры российского общества обусловливают актуальность исследования военных аспектов российской культуры.

Специальный анализ военной культуры общества может быть проведен посредством обращения к степени разработанности данной проблематики в научной литературе. Изучение литературы, посвященной в той или иной степени военной культуре общества, показывает, что на настоящий момент военная культура российского общества не избиралась в качестве самостоятельного объекта философского анализа: выяснение ее сущности, содержания, структуры, функций, противоречий и приоритетов развития в современных условиях еще не проводилось. Между тем, в последние годы необходимость научного решения данной задачи под воздействием усиливающегося спроса на военные решения социально-политических только усилилась.

Однако следует заметить, что недостаточная разработанность проблемы вовсе не означает, что теоретические предпосылки исследования военной культуры общества полностью отсутствует. Исследуя различные аспекты культуры общества, научная мысль не могла не обойти вниманием и такую важную ее составляющую, как военная культура. Следует отметить, что публикации по отдельным аспектам данной проблемы (или примыкающие к ней в целом) имеются. В философской, политологической, социологической, военной и иной литературе теоретико-методологического характера содержится немало идей и аргументированных положений, которые были использованы нами в процессе постановки проблемы военной культуры общества.

Все многообразие исследований, монографий, научных статей можно свести к нескольким основным направлениям.

Первое направление представляют труды российских и зарубежных ученых, в которых предметом изучения является культура в целом как сложное социальное явление (2).

Второе направление - труды военных ученых, занимавшихся разработкой проблем различных аспектов культуры военнослужащих (3).

Третье направление - на нем следует остановиться особо, поскольку в последние годы появился ряд интереснейших книг по военной проблематике, содержащий ее философский, этический анализ, а также научные труды, в которых предприняты попытки анализа войн, воинской деятельности в целом (4).

В первую очередь, это труды специалистов Военного университета, занимающихся восстановлением традиций русской армейской мысли в рамках издаваемого ими Российского военного сборника. Уже вышло 17 выпусков указанного сборника. По мнению авторов данного сборника, он представляет собой сборник государственных и военных знаний по проблеме «Россия и общество» и имеет целью донести до широких масс все значимое духовное наследие русской армии. Эти книги рассматривают в первую очередь военно-теоретические вопросы и проблематику, связанную с местом и ролью армии в обществе. В них также представлены обширные и малоизвестные материалы об истории отечественной армии, о теоретическом наследии русской военной эмиграции и т.д.

Из исследований на военную тематику, появившихся за последние несколько лет и затрагивающих, в частности, такую ее сторону, как «духовный мир, сознание человека и общества в войне», большую ценность составляют работы Е.С. Сенявской «Фронтовое поколение. 1941-1945. Историко- психологическое исследование», «Человек на войне. Историко-психологические очерки», «Психология войны в XX веке». Исключительность состоит в том, что едва ли не впервые в современных исследованиях о русской военной истории XX века она показана не как три истории - России Царской, Советской и Федеративной, - а как история одной армии - русской, которой двигали очень похожие нравственные мотивы и которая имела в различные политические эпохи одни и те же военные достоинства и недостатки. Автору удалось собрать огромный материал, позволяющий судить о духовной стороне войн России в минувшем веке, о психологическом и нравственном состоянии бойцов.

Несомненный интерес в кругах ученых, исследующих проблемы морального духа, общественного сознания вызывает монография О.В. Дружбы «Великая Отечественная война в сознании советского и постсоветского общества: динамика представлений об историческом прошлом». На большом фактологическом материале, с использованием большого массива документов ЦК КПСС, официальной историографии, произведений литературы и искусства, автору удалось убедительно показать, что знания и представления о войне, оценки ее основных событий и итогов, образ войны в общественном сознании не были неизменными на протяжении всего послевоенного времени. Каждое новое поколение создавало в своем сознании собственную картину войны, в которой выдвижение на первый план тех или иных ее аспектов было в значительной степени обусловлено особенностями переживаемого обществом этапа послевоенной истории. Данный материал позволяет также проследить особенности формирования военной культуры общества.

Важное значение для анализа феномена военной культуры общества также имеют работы, полностью посвященные феномену войны:

• сборник С.Е. Благоволина, Д.М. Проэктора, С.Ю. Казеннова «Военная сила: Размышления о ее свойствах в современном мире», выпущенный в 1992 году;

• двухтомник А.П. Першица, Ю.А. Семенова, В. А. Шнирельмана «Война и мир в ранней истории человечества», подготовленный Институтом этнологии и антропологии. Том первый «Война как предмет исследования. У истоков войны и мира», том второй «Война и мир в земледельческих пред- классовых и ранних классовых обществах»;

• коллективный труд Лаптева Л.Г., Маркитана Р.В., Саркисяна А.В. «Воинский труд: наука, искусство, призвание»;

• работа Серебрянникова В.В. «Социология войны», где помимо интереснейших социологических данных, обсуждаются философские и нравственные проблемы - человек на войне, военное насилие и т.д.

Определенную ценность представляют книги о быте и нравах русской армии, о моральных оценках войны в русском обществе. Здесь важны работы: О.В. Золотарева «Вера и мужество в русской армии. Очерки истории»; В.С. Волкова «Русский офицерский корпус»; Охлябина Н.Л. «Честь мундира»; сборники «Отечественная философская мысль о войне, армии и воинском долге»; «Российские офицеры»; «Русская военная мысль: Конец XIX - начало XX века»; Бескровного Л.Г. «Русское военное искусство XIX века»; «Армия и флот России в начале XX века: очерки военно-экономического потенциала»; Мешерякова Г.П. «Русская военная мысль в XIX веке»; Кирпичникова А.Н. «Военное дело на Руси в XIII-XV веках».

К этому направлению следует отнести исследования, выполненные на уровне докторских диссертаций. Это работа В.И. Гамова «Образ войны в культуре» 2000 года и работа Б.А. Калинина «Идея войны: философско-культурологический анализ» 2001 года.

Таким образом, анализ разработанности проблемы военной культуры российского общества позволяет констатировать следующее.

Во-первых, как предмет научного анализа военная культура общества представляет собой многогранную и в то же время недостаточно изученную проблему. Ее проблемное поле может и должно включать исследование диалектики национального и общецивилизационного, старого и нового, материального и духовного элементов. Не будет преувеличением считать данные проблемы перспективными для ряда диссертационных работ.

Во-вторых, анализ научной литературы по теме позволяет утверждать, что историко-философский анализ отечественной военной культуры присутствует как фрагмент в работах ученых прошлого, так и современности, сконцентрировавших свое внимание на исследовании российского культурного процесса. В некоторых работах современников находит свое выражение анализ противоречия между опытом прошлого России и конкретной проблематикой ее военной культуры сегодня. Однако в силу своеобразия заявленных ими целей исследования, а отсюда попутным обращением к интересующей нас проблематике, целостной картины российской военной культуры не представлено.

В-третьих, не получил должного освещения процесс развития современных противоречий военной культуры российского общества с точки зрения именно культурных детерминант.

В-четвертых, налицо очевидный дисбаланс между актуальностью исследования проблемы военной культуры общества как социального явления и недостаточным вниманием ученых к данной культуре в прямой постановке вопроса и механизму ее обеспечения на практике. Как следствие, не сложился единый концептуальный подход, позволяющий находить баланс различного рода разработок (теоретических, фундаментальных, прикладных и экспериментально- практических).

В-пятых, возникла ситуация, когда практически отсутствуют научные публикации по проблемам военной культуры российского общества, вся проблематика военной культуры общества сводится только лишь к проблемам армии. Более того, несмотря на очевидную необходимость изучения данного социального феномена в соответствии с реалиями XXI века, вопрос исследования военной культуры общества в отечественной философской мысли применительно к российскому обществу в прямой постановке не ставится.

Собственно, поэтому степень изученности проблемы и необходимость ее теоретического осмысления делают возможным заявить проблему исследования военной культуры российского общества в качестве темы докторской диссертации.

И именно поэтому в качестве объекта исследования может выступать культура общества как социальный феномен, а предметом исследования может являться военная культура российского общества.

Исходя из авторского видения цели и представлений о путях ее достижения, могут быть поставлены следующие задачи:

1) обобщить и систематизировать разработки в области военной культуры, имеющихся в зарубежной и отечественной литературе, проследить логику их эволюции;

2) произвести системный анализ понятия «военная культура России», выявить ее природу, сущность и содержание;

3) исследовать состояние военной культуры России на современном этапе и выявить в ней противоречия и особенности развития;

4) предложить авторскую модель военной культуры России;

5) проанализировать сущность путей формирования и способов функционирования военной культуры общества в Российской Федерации, выяснить их специфику по сравнению с военной культурой общества других государств;

6) выявить пути повышения действенности государственных и иных решений, принимаемых в интересах поддержания высокого уровня военной культуры общества как одного из факторов, определяющих состояние национальной безопасности государства.

Следует заметить, что богатая своей проблематикой история военной культуры России представляет несомненный интерес для представителей различных отраслей научных знаний, прежде всего для историков, политологов, психологов, этнологов. Отрадно, что в последнее время появляется много публикаций по истории русского оружия, различных видов вооруженных сил. Среди них необходимо отметить работу редакции Российского военного сборника, и, в частности, изданную благодаря ее усилиям монографию «История русской армии» (М., 1994).

Однако, чтобы понять воинскую культуру, хотя бы в ее основных сущностных чертах, понять и принять требования общества к военной организации, необходимо обратиться к исследованию именно военной культуры. Именно тогда, возможно, станут более прозрачными и понятными взаимоотношения армии и общества, а защита Отечества, как и раньше, станет делом всего народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рассел Б. Эссе // Квинтэссенция: Филос. альманах (сост. Мудрагей И., Усанов В.И.) - М.: Политиздат, 1995. - С.341.

2. Кант И. Соч. - М., 1965. Т.4.,4.1; Гегель Г.Ф.В. Соч. в 14 т. - М-Л., 1935. - Т.8; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М., 1903. Т.1.; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология. - М., 1995; Зиммель Г. Избранное в 2 т. - М., 1996. Т.1; Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: По-литиздат, 1992; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991; Соловьев В.С. Русская идея. - М., 1992; Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. - М.,1977; Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1991; Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917). - М.: 1987; Тейлор Э.Б. Первобытная культура. - М.,1989; Леви-Стросс К. Мифологическое. - М., 1995; Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума: Дис. ... д-ра. филос. наук. - Н.Новгород, 1997; Гуревич П. С. Философская культура. - М., 1995; Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.,1996; Каган Л.Н. Социология культуры. - Екатеринбург, 1992; Межуев В.М. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня. Основы, проблемы, перспективы. - М.,1993 и др. работы.

3. Ашев Г.А. Культура воинской деятельности. - М.: Изд-во ВПА, 1984; Вершилов С.А. Культура воинской безопасности России (социально-философский анализ: Дис. . канд. филос. наук. - М., 1998; Гринкевич Д.А. О штабной культуре //Военная мысль, 1979, № 8; Гужва Г.А., Дибижев В.В. Методологическая культура и новое политическое мышление // Новое мышление и военная политика: Материалы докладов международной научной конференции. - М.: ФО СССР, 1989; Ивченко Н.П. Военная техника как феномен культуры (социально-философский аспект): Дис. ... канд. филос. наук в форме научного доклада. - Красноярск, 1998; Каменев А.И. Современная высшая военная школа: состояние, проблемы и перспективы развития. - М.: Изд-во ВПА, 1991; Ковалевский В.Ф. Профессиональная культура офицера // Военная школа. - 1990. - № 6; Чебан B.В. Культура национальной безопасности России (история и современность: социально-философский анализ). - Балашов, 1997 и др. работы.

4. Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства. Социально-философское исследование. - М., 1999; Дружба О. В. Великая Отечественная война в сознании советского и постсоветского общества: динамика представлений об историческом прошлом. - Ростов-на-Дону, 2000; Сенявская Е.С. Фронтовое поколение. 1941-1945. Историко-психологическое исследование. - М., 1995; Ее же. Опыт историко- психологической характеристики российского комбатанта // Отечественная история, 1995. №3; Ее же. Человек на войне. Историко-психологические очерки. - М., 1997; Ее же Психология войны в 20 веке: исторический опыт России. - М., 1999; Серебрянников В.В. Войны в России: Социально-политический анализ. - М.,1996; Серебрянников В.В. Человек и война. - М., 2000; Серебрянников В.В. Социология войны. - М., 2000.; Шерпаев В.И. Моральный дух российской армии. - Екатеринбург, 1999.

5. Благоволин С.Е., Проэктор М.Д., Казеннов C.       Ю. Военная сила: размышления о ее свойствах в современном мире. - М., 1992; Першиц А.П., Семенов Ю.А., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. - М., 1994; Лаптев Л.Г., Маркитан Р.В., Саркисян А. В. Воинский труд: наука, искусство, призвание. -М., 1998.

6. Золотарев О.В. Вера и мужество в русской армии. Очерки истории. - М.: ВАГШ, 1994. - 134 с.; Волков В.С. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993. - 308 с.); Охлябин Н.Л. Честь мундира. - М.: Республика, 1994. - 303 с.; Отечественная философская мысль о войне, армии и воинском долге: Сборник. - М.: Воениздат, 1995. - 206 с.; Российские офицеры - М.: Анкил-Воин, 1995. - 61 с.; Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века: очерки военно- экономического потенциала. - М.: Наука, 1986. - 237 с. и др. работы.

Об авторе

Гребеньков Валерий Николаевичкандидат философских наук.

В 1977 г. окончил Высшее пограничное военно-политическое Краснознаменное училище КГБ СССР имени К.Е. Ворошилова по специальности "Военно-политическая общевойсковая".
В 1987 г. окончил военно-педагогический факультет Военно-политической академии им. В.И. Ленина по специальности "Военно-педагогическая. Общественные науки".
С 1977 по 2002 год проходил службу на различных должностях политического, преподавательского состава, а также на управленческих должностях в центральном аппарате ФПС России. Полковник запаса.
С 2002 по 2013 год работал на различных должностях в Государственной инспекции по аттестации образовательных учреждений России, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
В 1993 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности "Социальная философия".
В 2011 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности "Философская антропология, философия культуры".
Автор нескольких монографий и более тридцати научных публикаций.
Награжден Орденом Почета, четырнадцатью медалями, в т.ч. "За отличие в охране государственной границы СССР", "В память 850-летия Москвы", "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа", грамотой Президиума Верховного Совета СССР "Воину-интернационалисту", ведомственными наградами Пограничных Войск и ФПС России.

Поделиться: