Битлы в мундирах

пт, 04/01/2016 - 14:00 -- admin
Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова

Необычная мировая премьера Beatles и Queen состоялась на сцене Московского международного Дома музыки. Хиты британского рока «зажглись» в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова и Академического большого концертного оркестра имени Силантьева. На премьере побывала и корреспонден газета "Культура" Наталья МАКАРОВА​.

«We will, we will rock you», — зычно пели одетые в военную форму александровцы. Эти слова можно было воспринять и как обещание. Ведь организаторы планируют прокатиться по всей России и даже побывать в Великобритании. Уверена, сдержат слово. Москву, во всяком случае, уже потрясли.

На премьеру не попасть — все билеты были распроданы еще два месяца назад. Дом музыки свысока смотрит на набережную Москвы-реки и на отчаянных фанатов, которые пришли на авось, в надежде «хоть чучелком, хоть тушкой» проникнуть в зал. Пятачок у величественной лестницы заполняется машинами и людьми. Уличная суматоха перемещается внутрь стеклянных дверей, солидные мужчины в костюмах с элегантными спутницами в вечерних платьях, какие-то хипстеры в зауженных брючках, а вот и ветеран-битломан с вечным, но, увы, поседевшим «хаером» до плеч вместе с аккуратно подстриженным внуком — все спешат занять свои места. Этим вечером на сцене сойдутся российский военный хор, симфонический оркестр и классика британского рока.

Из-за кулис появляются музыканты Оркестра имени Силантьева, позади них располагается хор александровцев. Прямая осанка, строгие мундиры и улыбки на лицах — их визитная карточка. Первое отделение полностью посвящено ливерпульской четверке. Вполне ожидаемо (в хорошем смысле) началось с «Back in U.S.S.R.». Потом звучали «Yesterday», «Let it be», «Hey Jude», другие хиты. Зал взрывался аплодисментами после каждой песни. Знаменитые композиции в прекрасной интерпретации военных музыкантов завораживали аудиторию. 

— Когда я готовился исполнять «Hey Jude», то изучил историю этой песни, — рассказал «Культуре» солист ансамбля Евгений Булочников. — Пол Маккартни написал ее, чтобы утешить сына Джона Леннона Джулиана во время развода его родителей.

Мы беседовали накануне премьеры. О том, насколько ответственно отнеслись наши соотечественники к новой программе, говорит хотя бы такое признание солиста: «Я даже пересмотрел фильмы про Леннона — нужно чувствовать каждую песню, которую исполняешь».

Дирижировал оркестром британский музыкант и аранжировщик Мэтью Фриман. Именно с его приезда в Москву два года назад и началась история проекта. 

— Мы познакомились с Мэтью во время гастролей Королевского филармонического оркестра в России, — отметил начальник продюсерской группы ансамбля Александрова Евгений Черников. — Тогда на концерте звучали симфонические обработки рока, но не хватало вокала. Я предложил англичанам сотрудничать с нашим хором, и они с радостью ухватились за эту идею. 

В течение двух лет между исполнителями из разных стран шла переписка, готовились обработки песен.

— Были выбраны самые сливки рок-музыки, то, что стало классикой. Причем если симфонические обработки песен Queen уже существовали, то аранжировки Beatles написаны специально для ансамбля имени Александрова, — подчеркнул Черников.

Мой вопрос: «А зачем вам это надо — пиарить западные композиции, тем более, в условиях столь непростой политической обстановки?» — вызвал у собеседника недоумение. По его мнению, какие-либо политические недопонимания никак не коснулись этой программы. 

— У нас с коллегами из Великобритании даже не возникало подобных мыслей, — заверил он. — Музыка должна соединять народы, а не наоборот. Мы долго шли к такому интересному и красивому проекту и рады представить его на сцене.

Однако мировая политика, противостояние России и Запада, царящая в Европе русофобия все-таки накладывают свой фон — порой грустный, порой откровенно комичный. Так, неожиданно отменили концерты александровцев в Финляндии. В Чехии также пытались сорвать выступление ансамбля, называя его «батальоном гибридной войны», сами же гастроли — «военной операцией». А министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич и вовсе заявил журналистам, что визит артистов нужно расценивать как прибытие воинского подразделения.

Российских музыкантов очень огорчает, что на Западе некоторые зрители видят в них не ансамбль мирового уровня, а просто людей в форме, разве что без автоматов, и сравнивают их приезд с набегом завоевателей.

Тем не менее военное руководство считает, что политика не помешает александровцам осуществить давно задуманные планы.

— Я надеюсь, мы сможем выступить не только в российских городах, но и в Британии, и в других странах, — сказал начальник Управления культуры Минобороны Антон Губанков. — По крайней мере, будем к этому стремиться.

По его словам, проект «удалось реализовать благодаря креативности руководства российского военного ведомства и лично министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу».

Музыкантам же задавать политические вопросы я не стала. У них заботы не менее важные. Оказывается, пока не у всех достигнуто идеальное английское произношение, многим оно дается нелегко. Но работа будет продолжена. Сейчас, как сказал Черников, главное — подарить себе и слушателям вдохновение. 

Это у них наверняка получится — «и песня в том порукой». Ведь недаром же для завершения концерта была выбрана духоподъемная композиция Queen — «We Are the Champions».