Сайт о культурно-просветительной работе в Армии и на Флоте

Эта музыка – вечна

Создать: 08/02/2018 - 19:21
фестиваль Спасская башня

Начальник Центрального военного оркестра Минобороны России полковник Сергей Дурыгин рассказал о фестивале «Спасская башня» и многом другом…

Гостем редакции «Красной звезды» стал начальник Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации заслуженный артист России полковник Сергей Дурыгин. Он начал свою службу в оркестре в 2002 году с должности заместителя начальника. В 2010-м возглавил его.
 
Именно этот оркестр, как один из ведущих творческих коллективов Вооружённых Сил, достойно представляет военно-музыкальную культуру нашей страны на всех международных фестивалях, в числе которых, конечно, и «Спасская башня».
Надо сказать, что оркестром создана золотая антология русской военной музыки, на сегодняшний день включающая более полутора тысяч записей на разных носителях.
 
Отметим, что Государственный гимн РФ, который был впервые исполнен в ночь на 1 января 1944 года, тогда записывали два военных коллектива: хор Ансамбля Александрова – в одной тональности, а Первый образцово-показательный оркестр СССР, преемником которого стал Центральный военный оркестр, в другой. В 70-е годы прошлого века гимн, музыка которого была исполнена Центральным военным оркестром, был выпущен отдельно на пластинке фирмы «Мелодия» как эталонная запись.
 
С 24 августа по 2 сентября пройдёт XI Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня»
 
– Сергей Юрьевич, в прошлом году оркестр отметил своё 90-летие. За высокую академическую культуру исполнительства, тщательно подобранный репертуар, в котором приоритет отдаётся русской классической и современной музыке, виртуозность и высокий профессионализм музыкантов оркестр по праву можно назвать «звучащей эмблемой» Вооружённых Сил, национальным достоянием России. Без его участия не проходит ни одно значимое общественно-политическое и культурное событие в нашей стране. Оркестр звучит на самых престижных сценах столицы, в других регионах страны, за рубежом. Где в этом году вы уже побывали или собираетесь быть?
 
– Мы принимаем участие во многих мероприятиях. Но хочу сказать главное: самое значимое событие для нашего коллектива – это ежегодное участие в параде 9 Мая на Красной площади.
Наши концерты проходили и проходят по всей стране и за рубежом. Оркестр выступал в Воронеже по поводу 75-летия освобождения города от фашистских захватчиков. С 25 мая по 2 июня Центральный военный оркестр вновь был приглашён на Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны», который проходит в Хабаровске уже седьмой год, где состоялись выступления перед военнослужащими, жителями Хабаровского края. Практически сразу по возвращении коллектив принял участие в Международном фестивале духовых оркестров имени В.И. Агапкина «Прощание славянки» в Тамбовской области, где мы выступали вновь как перед военной аудиторией, так и перед гражданской публикой. 22 и 23 июня оркестр выезжал с концертами в Крым. Потом была Армения, где наши выступления прошли в рамках Второго межгосударственного фестиваля «Россия – Армения: мост дружбы» имени Арно Бабаджаняна. По соглашению между министерствами обороны России и Армении фестиваль проходит под девизом «Главное – Отечеству служить». Буквально недавно оркестр вернулся из Белгородской области, где мы выступали в течение четырёх дней. Концерт прошёл в том числе и на легендарном Прохоровском поле в честь 75-летия знаменитого танкового сражения. Скоро выезжаем в Финляндию для участия в старейшем Международном военно-музыкальном фестивале Hamina Tattoo. Это большая честь.
Затем нас ждёт, пожалуй, главное событие года в Москве: с 24 августа по 2 сентября здесь пройдёт XI Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». Осенью оркестр даст концерты для наших военнослужащих на Курильских островах, в том числе и на Сахалине. Это если коротко.
 
– А какую программу вы подготовили для выступления в Финляндии?
– У нас подготовлены две программы: концертная, где мы будем исполнять произведения наших композиторов-классиков – Чайковского, Бородина, Шостаковича и других, и выступление на площади – это дефиле оркестра, когда музыканты, одновременно играя, ещё и совершают перестроения. Там мы исполним попурри на наши популярные народные мелодии.
 
– Из культурных событий в нашей стране, пожалуй, самое важное – фестиваль «Спасская башня». Как проходит подготовка к нему? Чем удивите?
– Про особенности программы этого фестиваля не скажу, пусть это будет сюрпризом. Фестиваль, несмотря на свою молодость, по праву стал лидером военно-музыкальных фестивалей во всём мире. Хотя для нас это новейшая история. Например, в Шотландии, в Эдинбурге, подобному празднику музыки уже более пятидесяти лет. Но нам удалось заявить о себе с первого же фестиваля. Надо отметить, что, для того чтобы выступить на «Спасской башне» у стен Кремля, заявки подают десятки коллективов из разных стран. И для нас большая честь представлять свою страну на главной площади России. Программу выступления мы готовим каждый год разную. Зарубежные коллеги, отмечу, совершенно не желая их обидеть, крайне редко меняют свою программу. Они её формируют и в течение нескольких лет обкатывают в разных странах. Как мне сказал один дирижёр: «Надо менять не программу, надо менять страны». Мы идём по иному пути. И высокую планку, установленную уже много десятилетий назад, держим. Хотя, конечно, это очень сложно при нашем плотном концертном графике, на это уходит много времени. Мы постоянно экспериментируем, чтобы подобрать интересные мелодии, узнаваемые зрителем, но звучащие по-новому. Для этого делаются аранжировки, соответствующие переложения для оркестра. Всё тщательно разучивается, у каждого музыканта оркестровая партия принимается индивидуально. Проходят занятия и на плацу, придумываем движения, оттачиваем их, чтобы не просто выйти на Красную площадь, а выступить достойно.
 
– Расскажите о репетициях подробнее…
– Я уже сказал, что подготовка состоит из нескольких частей. Сначала идёт работа в оркестровой студии. Потом, когда все музыканты уже готовы к тому, чтобы выйти на плац, а это очень сложно – играть на инструменте и одновременно двигаться, выходим на уличную площадку. Сначала на плацу мы занимаемся без музыкальных инструментов, потом играем и двигаемся одновременно. Ведь для репетиций на Красной площади выделяется очень мало времени – буквально две-три репетиции по одному часу. Но мы понимаем условия и стараемся максимально отрепетировать на другом плацу, хотя, конечно, значительно меньшему по размеру.
 
– До 18 августа в Москве продолжится программа «Военные оркестры в парках», начатая в мае. Уже можно говорить о возрождении интереса к духовой музыке?
– На самом деле он никуда не пропадал. Были спады. Когда существовал великий и могучий Советский Союз, духовая музыка, конечно, была более востребована. Много поклонников, много оркестров – при каждом заводе был свой такой коллектив. Сейчас такого нет. А вот в Европе, в США это осталось. В 1990-е годы был и серьёзный спад в исполнительском мастерстве музыкантов. Но сейчас к нам в оркестр приходит много молодых талантливых музыкантов, которые военную музыку выбрали своей судьбой.
Хочу сказать искренние слова благодарности именно как музыкант руководству нашего Министерства обороны за то, что в целом культуре уделяется такое большое внимание. Ведь все наши поездки могут состояться только благодаря такому позитивному отношению. И это важно для людей, особенно в дальних гарнизонах. Слушать нашу музыку приходит всегда много людей. Ведь чем интересен духовой оркестр? Симфонический оркестр на улице практически не слышен, а военный духовой приезжает, и когда мы проходим по улицам города, то на нашу музыку собираются сотни людей, приходят целыми семьями с детьми. Потом на центральных площадях городов, где проходят фестивали, мы выступаем с интересной концертной программой. Кстати, наши оркестранты могут и спеть, но мы всегда приглашаем солистов с хорошими песнями, которым хочется подпеть. И площади поют! И всё это бесплатно для зрителей.
 
– Сама не раз могла это наблюдать. Хабаровск, Сахалин… Толпы поклонников после концертов. Ещё бы – таланты, а форма какая красивая! От труб солнечные зайчики, когда днём музыканты выступают… Романтика!
– Поклонников на самом деле много, люди пишут и звонят. Надо сказать отдельное спасибо руководству Московской консерватории имени П.И. Чайковского за возможность выступать с концертами совершенно бесплатно, а это один из лучших залов Европы. Поверьте, это важно для наших военнослужащих – послушать хорошую музыку. Такие наши выступления люди отслеживают, звонят.
 
– Вернёмся к сложности работы музыкантов…
– Музыканты никогда не жалуются. Мы сами выбрали такую профессию, значит, надо отдавать ей себя без сетований. Понятно, что некоторые не выдерживают. Кто-то уходит из коллектива. Но музыканты нашего оркестра – народ сплочённый. Да, конечно, сложно бывает в поездках, во время перелётов. Но люди не все понимают, а тем более видят, какие тяжёлые физические нагрузки у музыкантов, например на репетициях перед парадом, а дополнительно какой груз ответственности уже во время самого выступления. И «Спасская башня», несмотря на огромные позитивные эмоции, в том числе от встречи с друзьями из разных стран, – это серьёзное напряжение сил. Но ничего страшного в этом нет. Справляемся. Мы как спортсмены я всегда сравниваю с ними музыкантов. Как спортсмены ежедневно вынуждены, да и должны, тренироваться, так же и музыканты. Если музыкант два, три, четыре дня не позанимается на музыкальном инструменте, а это целый комплекс из определённых упражнений, это уже чувствуется, идёт спад. Музыкант ежедневно минимум три часа уделяет индивидуальным занятиям, а ещё занятия в составе оркестра… В течение всего дня музыкант занимается не менее пяти-шести часов.
 
– А есть всё же какая-то особенность в подготовке к фестивалю «Спасская башня»?
– Музыкантам, которые приезжают на фестиваль из других стран, заранее высылаются ноты. Ведь в ходе программы есть и совместное выступление сводным оркестром, это совместная работа. Наш оркестр для этого готовит ноты, делает соответствующие аранжировки. Непосредственно рассылкой занимается дирекция фестиваля.
Сложность в том, что после прилёта в Москву иностранных коллективов у нас есть возможность провести вместе всего две-три репетиции. А сводный оркестр – это почти полторы тысячи человек. И объединить их – задача главного военного дирижёра. Им всегда был начальник Военно-оркестровой службы – главный военный дирижёр генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов, один из инициаторов фестиваля. Сейчас это его преемник, полковник Тимофей Константинович Маякин. Его задача за этот короткий период сплотить огромный оркестр с музыкантами со всего мира. Они должны играть идеально, в едином порыве, слаженно. Такой фестиваль – это огромная радость и ответственность для всех его участников.
Мне хотелось бы высказать огромную благодарность генерал-лейтенанту Сергею Дмитриевичу Хлебникову, коменданту Московского Кремля, прекрасному руководителю, который очень любит музыку. В своё время идея проведения такого фестиваля принадлежала ему, Валерию Михайловичу Халилову и Сергею Николаевичу Смирнову, руководителю дирекции фестиваля. И они делает всё, чтобы этот фестиваль продолжался. Это важно для нашей страны, для всего мира.
 
– А кто конкретно занимается разработкой концепции фестиваля каждого года? Ведь это настоящий музыкальный спектакль, который объединён общей темой.
– Несомненно, учитываются программы, которые будут исполняться каждым коллективом отдельно. Общая же концепция рождается совместными усилиями совета, в который входят Хлебников, Смирнов, Маякин, режиссёр-постановщик Юрий Мархолия и ещё несколько человек. Мы собираемся и думаем, как сделать так, чтобы было интересно. Главное, музыка должна звучать широко известная и за рубежом, и в нашей стране. Когда всё продумаем, аранжировщик делает переложение для духового оркестра, это целая музыкальная фантазия, которая звучит в исполнении сводного оркестра в течение 6–8 минут. Именно такую запись, которую готовит наш оркестр, организаторы рассылают всем участникам фестиваля по электронной почте.
 
Главное, музыка должна звучать широко известная и за рубежом, и в нашей стране
 
– В рамках фестиваля проходит ещё один фестиваль, там отдельная интереснейшая программа «Спасская башня – детям», в нём принимают участие юные музыканты…
– Есть специальный проект Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», который реализуется с 2013 года. В его программу входит в том числе смотр-конкурс детских духовых оркестров. Этим занимается музыкальный руководитель фестиваля детских духовых оркестров «Спасская башня – детям», дирижёр Президентского оркестра Российской Федерации заслуженный артист России полковник Евгений Никитин.
 
– Посмотреть представления «Спасской башни» приходят десятки тысяч людей. Многие приезжают со всего мира. Конечно, выбор места проведения такого фестиваля безупречен, красивейшая площадь Московского Кремля придаёт ещё большее величие масштабному действу. Можно сказать, что и акустика там одна из лучших?
– Пожалуй, да. Ведь это одна из самых больших площадей, на которых проходят такие фестивали. Если мы выступаем в городах Европы, то там площади небольшие по размеру, но по акустике тоже интересные, там более замкнутое пространство, чем на Красной площади. У нас акустическую ауру создаёт с одной стороны Кремлёвская стена, с другой – ГУМ. Но она огромная, звук уходит наверх, так что многое зависит от ветра. Хорошие площади в Швейцарии, Австрии, Германии, в странах, которые не бомбили… У нас тоже могло быть много великолепных старинных площадей такого плана. Но, например, в Белгороде, Воронеже нет ни одного старинного дома, эти города были буквально до основания разрушены. Хотя у нас есть ещё великолепная для звучания оркестров площадь в Санкт-Петербурге. Она уютная, небольшая, плотно окружена зданиями.
 
– Как часто Центральный военный оркестр принимает участие в музыкальных фестивалях за рубежом?
– Впервые за 90-летнюю историю оркестр выступал за рубежом в 1960-е годы в Париже. По многочисленным отзывам, наши военные музыканты произвели там фурор. Потом выезжали нечасто, раз в год, в три года. С 2002 года, когда я пришёл в оркестр, мы были на фестивалях в Европе шесть раз – в Норвегии (Осло), Австрии, Голландии, Франции, Швейцарии и Германии. Теперь вот едем в Финляндию…