ТРЕПЕТНОЕ СВИДАНИЕ С ТЕАТРАЛЬНОЙ МОЛОДОСТЬЮ

Создать: 01/26/2023 - 20:10
ТРЕПЕТНОЕ СВИДАНИЕ С ТЕАТРАЛЬНОЙ МОЛОДОСТЬЮ

В театре драмы и комедии «Наш дом» города Озерска Челябинской области в первые январские дни 2023 года в рамках 75-летнего театрального сезона состоялся творческий вечер заслуженной артистки России Натальи Пярн. В этом уральском театре Наталья Максимовна проработала, начиная с 1975-го, четыре незабываемых года.

Не пробуйте искать подробную информацию об уральском городе Озерске. Город в живописном месте в окружении четырех озер, основанный как первенец атомной промышленности при участии «отца» атомной бомбы Игоря Васильевича Курчатова, по понятным причинам является закрытым административно-территориальным образованием. Но при населении, равном 80 тысячам, он обладает яркой культурной жемчужиной – театром «Наш дом», шикарным как по форме (имеется в виду здание), так и по содержанию (актерский состав, репертуар), к слову, его же ровесником: тоже получил рождение в 1948 году.

Именно в этот театр (тогда он назывался Драматический театр имени М. Горького) в 1975 году приехала работать Наталья Пярн. Молодая, полная творческих сил и надежд актриса. За ее плечами уже были учеба в ГИТИСе, работа в Московском областном имени А.Н. Островского и, что важно, в знаменитой Таганке. В ней-то, находясь в окружении звезд сцены Золотухина, Славиной, Высоцкого, Смехова, Демидовой и других и не дождавшись полновесных главных ролей, твердо решила искать творческое счастье на просторах необъятной страны. И она, как в сказке, добилась своего. 
 
Главный режиссер театра Борис Гутников, узнав, что к ним скоро приедет столичная актриса, сразу переслал Пярн отпечатанную роль Дианы, графини де Бельфлор – главной героини пьесы Лопе де Вега «Собака на сене». Для понимания, насколько значима эта роль, напомним: в одноименном советском кинофильме ее исполняет незабвенная Маргарита Терехова. И Наталья Максимовна не спасовала. По приезде (причем ехала с маленьким сынишкой, ныне он – Михаил Пярн, актер того же Театра на Таганке) сразу активно включилась в репетиционный процесс, и премьера спектакля прошла весьма успешно. 
 
А дальше, как она пишет в своей книге воспоминаний «Приходит время вспоминать», жизнь потекла своим чередом. За четыре года актриса была задействована во многих постановках, участвовала и в гастрольных поездках. Тогда же обрела счастье в личной жизни, выйдя замуж за ведущего актера театра Николая Рябкова. У них родилась девочка, продолжившая семейную династию на актерском поприще. И она, Мария Рябкова, также является актрисой легендарного Театра на Таганке.
 
Все-таки непредсказуема наша жизнь – умеет она подбрасывать нам не только неожиданные неприятности, но и радостные сюрпризы. Несколько лет назад Мария Рябкова, находясь в родном Озерске (находилась там по приглашению), подсказала руководству театра, что их бывшая актриса вот уже более 40 лет с большим успехом трудится в центральном военном учреждении культуры – Центральном Доме Российской Армии, и всегда добрым словом вспоминает театр, проведенные в нем годы, ставшие для нее знаковым жизненным этапом. В театре «Наш дом» информацию по достоинству оценили, тем более в коллективе уже начали подготовку к предстоящему юбилейному театральному сезону, а встреча с одной из ведущих актрис труппы 70-х прекрасно вписывалась в рамки формата. Так, с легкой руки дочери, стало возможным свидание ее матери, Натальи Пярн, со своей театральной молодостью. 
 
Наталья Максимовна призналась, что очень сильно волновалась, готовясь к творческой встрече, особенно при подготовке ее программы. Ведь было трудно угадать, какой материал будет интересен уральскому зрителю, что придется ему по душе. Здорово поддержал сын Михаил, согласившийся лететь с матерью в Озерск в качестве творческого партнера. Ощущение начала сказки пришло, когда самолет приземлился в аэропорту Кольцово Екатеринбурга и их встречал сам директор театра «Наш дом» Вячеслав Максимов.
 
Промелькнувшие 160 километров привели к закрытому городу Озерску. Необходимые формальности при въезде, и вот наконец – красавец театр на проспекте Ленина, окруженный величественными елями. Трудно описать чувства, переполнившие актрису, когда она поднималась по ступеням парадного входа с монументальными колоннами и вглядывалась в роскошную фотоэкспозицию, встречающую в фойе. Есть в ней и кадр сцены из спектакля «На полпути к вершине» Питера Устинова, где в главных ролях Наталья Пярн и Николай Рябков.
 
Столичные актеры все-таки смогли удивить местную публику своей программой, получившей название «А годы вереницею летят…». В первом отделении зрители увидели авторский фильм Михаила Пярна «Веничек березовый», снятый по его же одноименному рассказу, повествующему о судьбе деревенской супружеской пары. Они прожили вместе долго и счастливо, храня свою любовь до седых волос, и умерли в один день, практически одновременно.  В сорокаминутной пронзительной ленте, которую невозможно смотреть без слез, главные роли сыграли Наталья Пярн и жена Михаила, артистка Елена Доронина. Музыкальной искрой фильма является песня, написанная православным поэтом, музыкантом, другом и соратником Натальи Пярн Владимиром Волковым.
 
После такого начала появление на сцене заслуженной артистки России Натальи Пярн зрители встретили горячими аплодисментами. И внимательно слушали неспешный рассказ актрисы о студенческой жизни, учебе в одном из престижных театральных вузов страны ГИТИСе, дружбе со студентами Щукинского училища Леонидом Филатовым, Владимиром Качаном, Борисом Галкиным. Рассказ сопровождал показ фотографий, клипов, а когда речь зашла о съемках в кино, на сценическом экране появились кадры из фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Очень к месту прозвучало стихотворение «Баллада о зенитчицах» Роберта Рождественского, которое, как всегда, мастерски прочитала Наталья Пярн. Практически ту же роль она сыграла и в спектакле, поставленном в Театре на Таганке, переживавшем тогда самый расцвет.
 
Безусловно, с большим интересом зрители принимали повествование актрисы о работе в театре города Озерска (тогда – Челябинска-65), участии в постановках, которые шли с аншлагами, и счастливых переменах в личной жизни. Они также узнали о страницах биографии Натальи Пярн по возвращении семьи в Москву. Вернее, страница одна и очень объемная, уже вместившая 43 года. Именно столько времени она трудится в Центральном Доме Российской Армии. 
 
- Так случилось, что здесь я осталась на всю жизнь, на 43 года! За плечами огромное количество самых разных поездок и на космодромы, и на флот, и в «горячие» точки, поэтому всегда испытывала чувство нужности для военной молодежи, что и определило мою судьбу, - так, обращаясь к озерчанам, говорила Наталья Пярн. И не без гордости рассказывала о творческих командировках в Афганистан, на Северный Кавказ, отмечая при этом, что да, порой было страшно, но артисты ехали, понимая, что выполняют долг перед Родиной.
 
В ходе творческого вечера Наталья Пярн много читала, как прозу, так и поэзию. Особенно сильное впечатление на слушателей произвел монолог Толгонай из повести «Материнское поле» Чингиза Айтматова. (Если кто помнит, она удостоилась чести его читать в священном для России месте – у Вечного Огня в Александровском саду).  И вообще актриса продемонстрировала искусство перевоплощения из одного образа в другой, прекрасно чувствуя себя в разных жанрах. 
 
О своем творчестве рассказал и Михаил Пярн, который работает в Театре на Таганке, снимается в кино и сам снимает фильмы, пишет книги.  Одну из них он передал в дар театру. Свой дар в виде книги воспоминаний «Приходит время вспоминать» и других изданий, а также дисков с записью песен Владимира Волкова сделала и Наталья Пярн.
 
В свою очередь, поднявшийся на сцену директор театра Вячеслав Максимов, вручая Наталье Максимовне букет цветов, высказал слова благодарности за столь чудесный тёплый вечер.
 
В заключение хочется привести одно зрительское мнение. Ольга Кудрявцева под впечатлением от встречи сказала: «Работаю в театре с 84-го года, но много слышала от своих коллег о Наталье Максимовне, она узнаваема, видела ее и в фильмах на большом экране. Приятно, когда актеры, коллеги проводят такие творческие вечера. Приятно слушать, разделять успех и восхищаться их талантом…».
 
Таким незабываемым и трепетным получилось свидание Натальи Пярн с театральной молодостью.
 
Вместо послесловия. Стало известно, что Михаил Пярн уже приступил к работе над фильмом, посвященным творческой поездке, который он назвал «Однажды много лет спустя». И если для мамы приезд в Озерск стал свиданием с молодостью, то для него - встречей с детством.