Из всех видов искусства –
для нас важнейшим является кино.
Это в условиях гражданской войны, разрухи и тотальной неграмотности.
Рассмотрим кино с точки зрения его влияния на военное и героико-патриотическое воспитание граждан. Не случайно после года культуры, литературы, 2016 год объявлен Годом российского кино.
Кино – синтетический вид искусства.
Прилагается следующий план раскрытия военно-патриотической темы:
- зарождение кино и героико-патриотической темы в дореволюционном кино;
- военно-патриотическая тема на экранах советского кино довоенного периода;
- советский кинематограф в годы Великой Отечественной войны;
- особенности воплощения героико-патриотической темы в советском кино в 40-х-80-х годов ХХ века;
- военная тема на экранах современного российского художественного кино.
1. Зарождение кино и героико-патриотической темы в дореволюционном кино.
Процесс воплощения военно-патриотической темы в кино прошел в развитии несколько этапов. Этапы вытекали один из другого и зависели от экономического, политического, социального уровня развития общества и определялись отношением общества к Вооруженным Силам.
История дореволюционного кино изобиловала разнообразными событиями как сама жизнь Российской империи. За это время создано более 2 тысяч кинокартин. При этом были созданы прочные предпосылки для будущего расцвета кино.
Официальная дата рождения кино в России – 15 октября 1908 года и началось оно с показа киноленты «Понизовая вольница» – экранизация песни «Из-за острова на стрежень».
Русское кино сразу отмежевалось от западного и пошло своим путем – сюжеты фильмов брались из классической литературы, истории государства, легенд, песен.
Выдающимся событием того времени стало создание военного фильма «Оборона Севастополя». Создатели фильма В.Гончаров, П.Чардынин, А.Ханжонков. Фильм в 1911 году был показан Николаю II в Ливадии и получил одобрение.
Мастера ушли от сквозного драматического сюжета и сняли историческую хронику с участием П.С.Нахимова, офицеров и матросов, жителей Севастополя.
Этот фильм определил время. Финал потрясал зрителя. Перед его глазами проходила галерея героев-участников.
Премьера состоялась в Большом зале Московской консерватории с участием Большого симфонического оркестра и огромного певческого хора.
В период с 1910 по 1914 годы было создано 500 фильмов. В создании были задействованы: Л.Толстой, А.Блок, М.Горький, Ф.Шаляпин.
Начавшаяся Первая мировая война дала толчок развитию героико-патриотического кино. При Скобелевском благотворительном комитете помощи увечным воинам создан военно-кинематографический отдел с монопольным правом на хроникальные съемки на фронте.
Поражает оперативность работы. Отдельные хроники, отснятые утром, вечером шли в кинотеатрах.
Существенно то, что опыт и методы, наработанные в этот период, легли в дальнейшую разработку кинематографистами последующих поколений.
2. Военно-патриотическая тема на экранах советского кино довоенного периода.
Деятельность работников кино была изначально направлена на показ героизма революционных масс. Ценность фильмов заключалась в том, что сознавали их непосредственные участники тех событий. Так живописалась кинолетопись страны и армии.
1918 год. Выходит киножурнал «Кинонеделя» - 42 выпуск. Это репортажи с фронта, в которых показывались героизм и мужество бойцов и командиров Красной Армии. Следует отметить такие ленты: «Нам нужна 3-х миллионная армия». Выпуск красных командиров: командиры – С.П.Захаров и В.И.Чапаев.
За годы Гражданской войны было снято более 200 хроникальных фильмов.
В 1923 году режиссер Иван Перестиани снимает приключенческий фильм «Красные дьяволята», ставшим культовым для миллионов подростков многих поколений.
Снимаются историко-революционные фильмы «Мать», «Потомок Чингиз-Хана». «Броненосец Потемкин» С.Эйзенштейна входит в десятку классики мирового кино.
Мастера кино этого периода считали своим долгом правдиво изображать Красную Армию. нового типа, армию народную.
В 20-е-30-е годы киностудии республик снимают замечательные фильмы героико-патриотического звучания: Украина – «Земля», Грузия – «Сурамская крепость», Белоруссия – «В огне рожденная».
С появлением в 30-е годы звукового кино, начинается новый этап в развитии кинематографа. Следует отметить, что успех кино стали результатом и потребностью государства и общества в целях пропаганды коллективизации, индустриализации страны и сложности международной обстановки. Поднимает голову немецкий фашизм, угроза войны очевидна.
Новый мир и новые герои встали в центре внимания работников кино. Создаются фильмы: «Трилогия Максим», «Мы из Кронштадта». В 1934 году братья Васильевы снимают фильм «Чапаев» – классика советского кино.
В киноискусстве 30-х годов найдены и воплощены художественные и идеологические принципы раскрытия внутреннего мира героев, ставших основополагающими в решении проблем патриотизма на экране:
– во-первых изображение патриотических качеств личности в процессе ее совершенствования вместе с изменением социального уклада;
– во-вторых раскрытие героического характера во всех сферах жизни;
– в-третьих единство содержания и художественной формы.
Оборонная тема кино предвоенного периода утверждали мужество и героизм как идеал советского человека.
Юлия Друнина писала: «Мое поколение росло, овеянное романтикой революции и гражданской войны. Любимой нашей песней была «Коховка», любимым фильмом «Чапаев», любимой книгой «Как закалялась сталь». Не они ли – светловолосая девушка в походной шинели, отчаянный комдив Чапаев, суровый и неистовый Павка Корчагин привел нас в 41 году в райкомы и военкоматы с требованием на фронт.»
3. Советский кинематограф в годы Великой Отечественной войны.
Кинематограф военного времени был целиком ориентирован на жизнь Армии и Флота. Он стал оружием в борьбе с фашизмом.
В конце 1941 года в городе Алма-Ата создана студия художественных фильмов, во Фрунзе – студия документального кино.
Главным содержанием документального кино становится духовная мобилизация народа, направленная на формирование ненависти к врагу, убежденности, правоте нашего дела.
Тут следует вспомнить наш разговор об оперативности кинохроники на фронтах первой мировой войны. С первых дней Великой Отечественной войны хронико-документальное кино становится в один ряд с главным видом информации и публицистики – газетной периодикой.
Киножурналы создают такие мастера как: Г.Александров, И.Пырьев, В.Пудовкин, М.Донской, М.Ромм.
За годы войны кинохроника выпустила 400 номеров журнала «Союзкиножурнал», 65 номеров журнала «Новости дня», 24 номера «Фронтового киновыпуска». Общий метраж кинохроники составил 3,5 млн метров. Работа кинодокументалистов перестраивается с изменением ситуации. Эффективно работали киногруппы в армиях и фронтах. За годы войны более 250 операторов снимали войну, каждый четвертый не вернулся с задания. А отснятый ими материал хранится в фондах кинолетописи Великой Отечественной войны.
Такие киноленты как «Разгром немецких войск под Москвой», «Сталинград», «Ленинград в борьбе», «За нашу советскую Украину», «Берлин» – стали золотым фондом документального кино.
Начиная разговор о кино Великой Отечественной войны, было упомянуто о создании Алма-Атинской киностудии художественного фильма. Тут стали снимать «Боевые киносборники». К работе над ними были привлечены режиссеры Г.Александров, Б.Барнет, С.Герасимов; актеры Л.Орлова, Б.Бабочкин, М.Ладынина, Н.Крючков, Н.Черкасов, Б.Чирков. Киносборник состоит из 5-6 новелл, скотчей, кинокарикатур.
За первые 2 года Великой Отечественной войны было выпущено 12 киносборников. В 1942 году на экраны выходит фильм «Секретарь райкома». Этот фильм на долгие годы стал любимый народом. Такими же стали фильмы «Радуга» «Она защищает Родину» (1812 – В.Кочкина) паралель.
Торжество и трагический пафос этих картин можно выразить следующими словами: только у того, кто по-настоящему умеет любить, рождается чувство священной ненависти.
Фильмы «Два бойца», «Март-апрель», «Парень из нашего города», «Жди меня», посвященные подвигам защитников Родины, выполняли роль воспитателей и пропагандистов, мобилизовывали бойцов Красной Армии на борьбу с врагом.
В 1944-1945 годах на экраны выходят фильмы о героизме партизан: «Зоя», «Человек №217», «Нашествие».
Кинематограф Великой Отечественной войны честно исполнил свой долг перед народом, перед страной, продемонстрировав силу духа и мужество защитников Родины.
4. Особенности воплощения героико-патриотической темы в советском кино в 40-х-80-х годах ХХ века.
Завершилась самая разрушительная и бесчеловечная война. Народ приступил к восстановлению хозяйства. Кинематографисты ищут и находят новые формы эстетического отображения действительности.
В обстановке мира кино пристальнее вглядывается в прошедшее, создаются патриотические фильмы: «Адмирал Нахимов», «Рядовой Матросов», «Падение Берлина», «Встреча на Эльбе», «Звезда», «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика». Это те фильмы, на которых выросли поколения защитников Отечества.
Среди них особое место принадлежит фильму «Молодая гвардия», снятый С.Герасимовым по одноименному роману А.Фадеева. Подвигу красноармейцев: О.Кошевому, У.Громовой, Л.Шевцовой, С.Тюленину, В.Борц и других посвящен фильм.
«Повесть о настоящем человеке» – это фильм, в котором актер Павел Кадочников сыграл знаменитого летчика Алексея Маресьева, создав образ Алексея Мересьева.
«Звезда» – любимый многими поколениями фильм о подвиге группы глубинной разведки в составе лейтенанта Травкина – А.Вербицкий, веселого и бесстрашного Мамочкина – Н.Крючков, могучего и доброго Аниканова – В.Меркурьев.
В конце 40-х годов создается ряд художественно-документальных фильмов с показом реальных героев в конкретных обстоятельствах. К таким фильмам принадлежат: «Сталинградская битва», «Третий удар», «Падение Берлина».
Снимаются приключенческие фильмы: «Подвиг разведчика», «Смелые люди», в котором снялись актеры С.Гурзо и А.Грибов.
В 50-е-60-е годы снимаются фильмы: «Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Отец солдата». Фильмы о мужестве и стойкости, преданности и долге, о любви и ненависти о страданиях и радостях. (напомнить о содержании).
Особняком стоит дилогия «Живые и мертвые» А.Столпера по роману К.Симонова. А.Папанов, Е.Ефремов, К.Лавров, М.Ульянов, Б.Чирков, О.Табаков – актерский состав фильма.
70-е-80-е годы – продолжением славной традиции отображения героического подвига и одновременно напоминания о памяти тех, кто отдал жизнь за нас. «А зори здесь тихие…» по повести Б.Васильева снят фронтовиком Станиславом Ростоцким. Его называют лирической трагедией. Слава актрисам и актерам, снявшимся в этом фильме: О.Остоумовой, И.Шевчук, И.Долгановой, Е.Дрепеко, Л.Зайцевой, А.Мартынову.
В 2016 году фильму «Офицеры», снятому в 1971 году режиссером Владимиром Роговым, исполнилось 45-лет! Это история о силе характера и призвании защищать Родину. Знаменитая кинолента о любви к жизни, о преданности Родине, о верности долгу — это не просто история о дружбе, семье и профессии. «Офицеры» — рассказ о призвании защищать Отечество и о силе характера.
Величайшим достижением героико-патриотического жанра стала киноэпопея «Освобождение» Ю.Озерова. В нем находим перекличку художественно-документальными фильмами 40-х-50-х годов. Актеры М.Ульянов, В.Санаев, Н.Олялин воплотили образы офицеров и генералов Великой Отечественной войны.
Следует сказать о фильме «Они сражались за Родину». Великолепен актерский ансамбль: В.Шукшин, С.Бондарчук, В.Тихонов, Г.Бурков, Н.Губенко, Ю.Никулин, И.Скопцева, И.Лапиков, И.Смоктуновский, Л.Федосеева-Шукшина, Н.Мордюкова.
Вера и еще раз вера в справедливость дела, ради которого страдания, мучения, смерть.
Снимается фильм «Блокада» по одноименному роману А.Чаковского. Актерский состав: В.Стржельчик, К.Лавров, Ю.Соломин, Н.Трофимов. Фильм – эпическое полотно о подвиге живых и павших.
Нельзя обойти молчанием фильмы Р.Быкова: «В бой идут одни старики», «Аты-баты шли солдаты».
В конце 70-х-80-х годов появляется много кинолент о современной армии, пропагандируя доблесть и профессионализм. Выходит на экран фильм «Точка отсчета», «Весенний призыв», «В зоне опасного внимания», «Ответный ход», «Случай в квадрате 36-80», «Одиночное плавание», «Сильные характером», «Влюбленность в свою работу».
«В зоне особого внимания» (фильм о 10-ти дневных реальных учениях). Актеры, сыгравшие в фильме: Б.Галкин, М.Волонтир, А.Кузнецов. Эпизод побега заключенных из зоны и их задержание.
В 1980 году снят фильм «Точка отсчета», удостоенного приза за лучший военно-патриотический фильм. Это фильм-исследование сложных характеров, фильм о первых испытаниях, первых победах. Это фильм об армии как школе мужества, гражданского становления.
«Случай в квадрате 36-80» – фильм-предупреждение о том, что может стать с миром, если будет применена ракетно-ядерная техника. Сюжет фильма: авария на корабле ВМФ США, ракета произвольно выходят на старт, и только быстрая реакция сторон помогает избежать вселенской катастрофы.
Мужество, беспредельный героизм воинов, их ответственность за судьбы мира – вот что стоит в центре внимания авторов.
Несколько иначе звучит тема героико-патриотического кино во второй половине 80-х годов. В стране надвигаются изменения и эти изменения находят отзвук в кино. На экраны выходят картины, посвященные острым проблемам в армии. Фильмы «Караул», «Делай раз», «Сто дней до приказа». Сама постановка таких проблем как неуставные отношения, негативное отношение к военной службе была очень своевременна.
Как промежуточный вывод: военно-патриотическая и героическая темы нашли достойное воплощение в советском кинематографе.
5. Военная тема на экранах современного российского художественного кино.
Период конца 80-х начала 90-х годов ХХ века характеризуется отсутствием интереса к армейской теме. На первое место выходят коммерческие проекты.
Процесс возвращения к героико-патриотической теме был болезненным и сложным. Идеологический плюрализм породил в обществе разные оценки самого понятия патриотизм. Как результат появились киноленты, раскрывающие героико-патриотическую тему.
Созданные в последнее время фильмы традиционно обращаются к двум темам: события Великой Отечественной войны и повседневная жизнь армии.
В 1995 году к 50-летию Великой Победы выходит фильм А.Малюкова «Я русский солдат» по повести Б.Васильева «В списках не значился». Брест… Лейтенант Николай Плужников… Финал – немцы с почестями хоронят русского солдата, отдавая почести его героизму. Это фильм-переосмысление войны, где приоритеты отдаются общечеловеческим ценностям. Война – трагедия и победителей и побежденных.
По накалу человеческих страстей, скрытого драматизма выдвигается фильм М.Пташука «В августе 44-го». Ансамбль актеров: Е.Миронов, В.Галкин, А.Балуев великолепно реализуют сверхзадачу автора.
Особого внимания заслуживает ремейк Н.Лебедева «Звезда». В фильме снимались актеры нового поколения И.Петренко (Травкин), А.Панин (Мамочкин), А.Кравченко (Аниканов). В фильме мощно передан финал: ценою жизни группа предупреждает большие потери наших войск, раскрывая сосредоточение немецких войск.
Интересна психологическая картина А.Рогожкина «Кукушка». По сюжету, в течение нескольких месяцев живут вместе финский снайпер-смертник, капитан Красной армии и молодая женщина Анни Саамка.
Посмотрев фильм, зритель понимает, что война не только разъединяет, но и объединяет, что любовь к жизни сильней смерти, что добро и милосердие сильнее зла.
Как итог можно сказать, что тема ВОВ остается актуальной и востребованной. Она по-прежнему волнует умы и сердца людей, а отсутствие идеологических установок и цензуры, возможность прикоснуться к ранее запретным материалам, позволяет по-новому взглянуть на события Великой Отечественной войны. Но в этом заключен и большой соблазн, с которым не каждый художник способен справиться.
Говоря о фильмах, рассказывающих о буднях российских Вооруженных Сил, следует отметить фильмы: «Черные береты», «Черный океан». Первый о подвиге морских пехотинцев, а второй о совместной работе по ликвидации на атомном реакторе российских и американских моряков.
Переключено внимание кинодеятелей на события, связанные с участием российских воинов в боевых действиях, в локальных конфликтах. Не случайно девизом фестиваля кино имени Ю.Озерова стал слоган – «Через войну в кино – против войны в мире». Героико-приключенческий характер военных картин всегда привлекал зрителей, особенно молодежь. Фильмы «Черная акула», «Кавказский пленник», «Блокпост», «Марш-бросок».
Последний фильм документален и художественно привлекателен. Министерство обороны Российской Федерации закупило его для показа личному составу.
Интересна фабула фильма «Кавказский пленник». Перепетии военных и бытовых сцен завершаются примирением горца Абдул-Мурата и рядового Жилина. И это после смерти сына хозяина.
Но не только на героизм и самоотверженное служение Родине концентрируют свое внимание художники.
Есть целое направление в кино, задачей которого является очернение армии, используя проблемы разного рода: социальные, психологические, политические, нравственные.
Подтверждением этому служит фильм «ДМБ» режиссера Р.Качанова, ставший культовым для поколения Х. Это фильм – отголосок «перестроечного кино». Он выражает антиармейские настроения, бытующие в обществе. Это комедия абсурда, в основе которой лежат воспоминания И.Охлобыстина и Р.Качанова о своей службе. Их опыт трансформировался в экранизацию примитивных и пошлых шуток. Фабула примитивна – служат три уклониста: Пуля, Бомба, Штык, а ими руководят полупьяные, полуграмотные офицеры.
Следует признать, что далеко не все авторы включают режим самоконтроля и в угоду «бабла» снимают антиармейские подделки.
Как итог следует сказать следующее. Во-первых – жанровая тематика стала более разнообразна. Во-вторых – объективность отражения жизни современной армии зависит от роли государства в патриотическом воспитании граждан, создающих фильмы в том числе. В-третьих, при отборе фильмов следует тщательно и объективно оценивать художественные достоинства фильмов.
В наших руках сосредоточено оружие большой мощности, которое может выстрелить в будущее.
Подтверждение этому, состоявшаяся 29 января этого года кинопремия «Золотой орел», обладателем которой стал фильм «Про любовь».
Следует отметить отношение к фильмам, представленным на премию кинокритиков. Интересен ход мыслей критика Давида Шнейдерова, который назвав фильмы «Батальон», «Битва за Севастополь», «Милый Ханс», «Дорогой Петр», сказал следующее: создается ощущение, что больше в России не снято фильмов, кроме как военно-патриотической тематики.
Член Национальной академии кинематографических искусств и наук России Кирилл Разлогов пошел дальше. По его мнению, «престарелые киноакадемики голосовали за фильмы патриотической направленности».
При этом патриотизм произносится как желаемый исключительно Президентом и Министром культуры обет данности времени.
Есть о чем и над чем подумать при выборе и подаче фильмов для военнослужащих всех категорий.
Военнослужащие срочной службы – это молодые люди, выросшие в современной мультикультурной среде, где нет места настоящему патриотизму, о котором как о национальной идее говорил В.В.Путин.
Следующая категория – контрактники. Тут тоже вопросов больше, чем ответов.
Необходимо уделить внимание офицерскому составу и членам их семей.
Полагал бы придерживаться следующего алгоритма: разделить время между художественным кино, рекомендуемого для показа военнослужащим; кинопродуктом, подаваемым телевидением; хронико-документальным; научным; учебным. И этому разделу уделить особое внимание. По рациональному воздействию индивида, по эмоциональной наполненности фильмы в полной мере соответствуют духу времени. Необходимо только грамотно их подать.