Создать: 03/26/2019 - 17:38
Наиболее мощным воздействием на психику человека обладает музыка. Нет ничего удивительного в том, что этот вид искусства используется в ратном деле. Военный оркестр не ходит в атаку, однако ни в одной армии мира до сих пор не отказались от музыкантов в погонах.
При равных силовых потенциалах в бою всегда берет верх тот, у кого духовный потенциал выше. Понимание этой аксиомы отразилось во вкладе, внесенном представителями Вооруженных Сил в отечественную музыкальную культуру. Прежде всего необходимо отметить, что в становление русской классики наряду с Михаилом Глинкой значительный вклад внес гусарский офицер Алек-сандр Алябьев, одним из первых положивший на музыку стихи Пушкина, Жуковского, Дельвига. Мало кто знает, что автор мелодии гимна «Боже Царя храни» – штабс-капитан жандармерии Алексей Львов, а первый в России учеб-ник истории музыки написан полковником Поликарпом Перепелициным.
Отметив вклад великих в теорию и практику музыкального искусства, скажем, что в солдатских и офицерских коллективах большой популярностью пользовался песенный жанр. У офицеров в чести некогда были романсы, исполнение которых требовало владения музыкальным инструментом и знания нотной грамоты. А среди солдат во все времена любимыми были песни строевые (походные) и исполнявшиеся на привалах. Вторые, как правило, народные или на военную тематику, но не для строевого исполнения. Однако поскольку в общественном сознании отражается бытие, их содержание всегда отображало значимые моменты в истории страны. Каждая эпоха российской государственности приносила в армию песнопения, запечатлевшие яркие события, что в свою очередь служило эмоциональному сплочению воинских коллективов.
Этот экскурс обусловлен необходимостью обратить самое пристальное внимание на нынешнее состояние дел. Российская армия, выполняя боевые задачи по защите государственных интересов, в условиях развязанной против нас информационной войны осталась без музыкального сопровождения.
Множество круглосуточных ТВ, радио, интернет-каналов крутят рок, джаз, классику, рэп, диско в исполнении зарубежных и отечественных звезд, но нет станции, представляющей патриотическую песню прошлых лет. Она еще звучит по праздникам, а потом тишина... В море сериалов, посвященных силовым струк-турам, даже яркие образы героев, которым хотелось бы подражать, – большая редкость. И нет ни одной песни на военную тему, которая шагнула бы в народ.
Что это? Общая деградация отечественной культуры, вынужденной выживать предложением низкопробных шоу? Или отсутствие понимания в военном ведомстве роли и места факторов, делающих из потребителей граждан, а из них – патриотов, готовых защищать Родину с оружием в руках?
Чаще все-таки поют то, к чему привыкли «на гражданке». А пространство вне армейских стен – благодатная нива для специалистов информационной войны. И звучат на плацу откровенные бандитские шлягеры из разряда плохого шансона.
И приходится объяснять, что от песни про густой туман и батьку атамана, который боролся против государственной власти, совсем недалеко до откровенной бандеровщины. Беда, что говорить об этом приходится не только солдатам новой формации, но и офицерам (которые сами воспитывались и получали военное образование в лихие 90-е), ведущим строй с подобными песнопениями.
Григорий НИКОНОРОВ, доцент, кандидат философских наук Игорь РОДИОНОВ, кандидат технических наук