1 (13 марта) 1881 года он был убит народовольцами на набережной Екатерининского канала (сейчас канал Грибоедова). Как известно, на месте убийства был воздвигнут один из шедевров церковного зодчества – собор Воскресения Христова (храм Спаса-на-Крови), внутри которого были сохранены фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, смертельно раненный император.
Однако, это не единственные реликвии, связанные с этим трагическим событием. После смерти Александра II его морганатическая супруга княгиня Е.М. Юрьевская (Долгорукая) приказала изготовить траурную шкатулку в память о покойном, куда были помещены кусочки дерева и стекла от разбитой взрывом кареты императора, кусочек сукна мундира лейб-гвардии Саперного батальона, в который он был одет, памятные записки лейб-медиков, оказывавших медицинскую помощь и присутствовавших при его кончине, пропуска в Петропавловский собор на панихиду и погребение покойного императора. Шкатулка была бережно сохранена управляющим Придворной медицинской частью лейб-медиком Ф.С. Цыцуриным, который, к слову, в числе нескольких приближенных был свидетелем ухода из жизни государя императора. Он вместе с другими лейб-медиками прибыл в Зимний дворец на помощь дежурному врачу. Руководство реанимацией взял на себя С.П. Боткин. Княгиня Юрьевская растирала умирающему виски эфиром, давала вдыхать кислород и нашатырный спирт… Была предпринята попытка ампутации голени. К сожалению, все было тщетно…
«Его Величество … Государь Император находился в полном бессознательном состоянии, лицо было крайне бледно, глаза полуоткрыты, зрачки не реагировали на свет, челюсти судорожно сжаты, дыхание неполное поверхностное и реже нормальное, пульса не было и едва слышно было самое слабое биение сердца… Были делаемы попытки для оживления деятельности сердца и мозга надавливанием кровеносных жил от периферии к центрам, но все это оказывалось безуспешным…
[Когда] всякая человеческая помощь была давно уже кончена, … все … были только несчастными свидетелями мало-помалу, но очевидно угасающей жизни … Монарха!
Быстрая кончина Его Величества в связи с страшными повреждениями … последовала без сомнения от совершенной потери крови (бескровие)…»
После смерти Ф.С. Цыцурина шкатулка была передана в 1910 г. Военно-инженерному музею бывшим поручиком лейб-гвардии Егерского полка, действительным статским советником Н.Н. Моисеенко-Великим. Впоследствии фонды Военно-инженерного музея принял Военно-исторический музей артиллерии, где теперь и хранится посмертная шкатулка с бесценными реликвиями.
К 135-летней годовщине со дня смерти императора Александра II этот уникальный экспонат будет представлен на новой выставке в Артиллерийском музее. Помимо самой шкатулки посетители впервые увидят все мемориальные предметы, которые хранились в ней и никогда ранее не выставлялись. Особо ценными являются описания кончины императора, составленные очевидцами, среди которых и неопубликованная рукопись «Воспоминаний лейб-медика Цыцурина Ф. о последних часах жизни Императора Александра II», своеобразную медицинскую картину агонии смертельно раненого монарха. Выставка будет дополнена копиями гравюр с изображениями цареубийства 1 марта 1881 года, которые позволяют проследить всю хронологию событий, начиная от первой неудачной попытки, предпринятой террористом Рысаковом и заканчивая взрывом от бомбы, брошенной И. Гриневицким, после чего место происшествия стало похожим на настоящее поле боя: более двадцати человек, истекая кровью, в разных позах лежали на мостовой, снег был покрыт кровью, фрагментами одежды и человеческих тел.
Выставка «Посмертная шкатулка Александра II. К 135-летию цареубийства» будет открыта до конца апреля 2016 г.