ПРОГРАММА «ДВА ПОЭТА, ДВЕ СУДЬБЫ – ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ И ВЛАДИМИР ВОЛКОВ» – СРЕЗ ТВОРЧЕСКИХ СВЕРШЕНИЙ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РОССИИ НАТАЛЬИ ПЯРН
25 июля – день памяти Владимира Высоцкого. К этой дате обязательно увидят свет множество публикаций, посвященных человеку, ставшему легендой при жизни. И это неудивительно.
При упоминании имени Высоцкого перед глазами встают самые разные образы: облаченный в несуразный черный свитер неистовый Гамлет на сцене Театра на Таганке, решительный, радикально мыслящий в борьбе с преступностью Глеб Жеглов в прославленном сериале Станислава Говорухина, сроднившийся с гитарой и пленяющий магией песни обаятельный бард…
Блистательный автор, создавший около 600 песен и более 850 стихотворений, стал кумиром для многочисленных почитателей его таланта. В 70-е прошлого века голос Высоцкого, записанный на магнитофон, звучал из окон практически каждого дома. Попасть на выступления поэта-певца считалось редкой удачей. Им восхищались, признавая своим, родным, а иные отваживались учиться его умению доходчиво и пронзительно остро доносить свои мысли в песнях социальной значимости до сердец людей. И не безуспешно.
Незадолго до кончины Высоцкого встречи с ним удостоился скромный двадцатилетний юноша, который показал корифею несколько своих песен, чем приятно его удивил. Высоцкий не просто одобрил произведения молодого автора, но и, по сути, дал благословление ему на дальнейшее творчество.
Тем юношей был Владимир Волков, будущий известный православный поэт, певец, музыкант, которого не без оснований сравнивали с Сергеем Есениным и Николаем Рубцовым. Еще мальчишкой он одноклассникам по московской школе, играя на подаренной родителями гитаре, демонстрировал лихие песни Высоцкого, которые знал наизусть. Потом сам стал сочинять, подражая кумиру. Но очень скоро, в большей степени под влиянием уроков учителя русского языка и литературы, тональность и характер песен изменились, они стали походить на поэтические размышления, в которых было заметно стремление Владимира понять тайны мироздания, отношения между людьми, выяснить суть гражданской позиции человека.
Уже после службы в армии и смены многих профессий (работал на заводе ЖБИ, электромонтером, помощником машиниста, маляром, техником, таксистом и т.д.), проживания с семьей в Курской области в общине своего духовника протоиерея Владимира Волгина, встреч со знаменитым старцем архимандритом Ипполитом Волков начал писать о Православии и России. Всего более 100 песен, наполненных глубоким духовным смыслом, вышли из-под пера поэта и певца. И каких?! За произведения, воспевающие славную историю многострадальной России, ее красоту и духовное богатство, он был удостоен высокой награды – медали Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского I степени. Что произошло в 2003 году, за два года до смерти Владимира Волкова.
И надо же было такому случиться, что творческое наследие двух авторов – легендарного Владимира Высоцкого и в полной мере пока еще неоцененного Владимира Волкова – нашло отражение, а, по сути, воссоединилось в одной литературно-музыкальной программе, которая так и называется: «Два поэта две судьбы» – Владимир Высоцкий и Владимир Волков». И такое волшебное действо смогла совершить ее автор – заслуженная артистка России Наталья Пярн, для которой оба автора-исполнителя по-своему дороги, а сам проект весьма значим. Чтобы понять это, надо знать биографию Натальи Максимовны, знаковые события в ее жизни.
В чем еще изюминка постановки: ее творческим партнером стал православный священник протоиерей Леонид Коркодинов, являющийся настоятелем храма в честь Святителя Николая в старинном самарском селе Усолье. И здесь нет какой-то оригинальности – поющими священнослужителями с гитарой сегодня, пожалуй, никого не удивишь. Все, кажется, просто: отец Леонид – разносторонне талантливый человек, прекрасно знает и высоко ценит творчество Владимира Высоцкого, он же с юношеских лет поет духовные песни Владимира Волкова. Наталья Максимовна на это смотрит более глубоко и обстоятельно: она благодарит Бога за то, что помог найти единомышленника и верного друга в лице отца Леонида, который, сотрудничая с актрисой на протяжении 10 лет, проявил живую заинтересованность в реализации ее нового проекта.
Вместе они доводили программу до ума. И теперь она исключает какие-то случайные номера, напротив, продумана до мелочей и подчинена логике происходивших событий от конца 70-х годов прошлого века до начала нынешнего столетия. В ней звучат произведения не только Высоцкого и Волкова, но и других именитых авторов: Есенина, Евтушенко, Розенбаума, Градского и других, которые работают на раскрытие главной темы.
Насколько программа удалась, могли убедиться зрители, в основном люди среднего и пожилого возрастов, собравшиеся ноябре 2023 года в день памяти Владимира Волкова, в известном уютном бард-клубе «Гнездо Глухаря», что на Цветном бульваре Москвы. И в ней на первый план сразу выходит многоплановый образ Владимира Высоцкого. Фонограммой звучит песня «Корабли постоят и ложатся на курс», посвященная тяжелой доле моряков, но в ней нетрудно увидеть самого поэта…
Ее встреча с Владимиром Высоцким пришлась на период, когда Наталья Пярн, выпускница ГИТИСа, после работы в Московском областном драматическом театре имени А.Н. Островского и съемок в знаменитом фильме «А зори здесь тихие» у самого Станислава Ростоцкого реализовала свою сокровенную мечту – получила возможность выступать на сцене авангардного в то время Театра на Таганке. В памяти актрисы, конечно, сохранились спектакли, в которых довелось работать с Владимиром Высоцким: «Десять дней, которые потрясли мир», «Пугачёв», «Жизнь Галилея», другие постановки.
Как она напишет в своей автобиографической книге «Приходит время вспоминать…», «Всегда испытываю гордость за некую причастность к этому великому русскому поэту и к Таганке вообще со всеми её замечательными артистами, ушедшими и ныне живущими!».
Выступая со сцены бард-клуба «Гнездо глухаря», Наталья Пярн раскрывает неповторимый поэтический дар Высоцкого, читая стихотворения: философское «Купола», написанное в ритме аргентинского танца «Танго», романтическое «Белый вальс», гражданского звучания «Оплавляются свечи», трогательное «Баллада о любви» ... У каждого из них своя тема, тональность, эмоциональный фон, и это она выразительно подчеркивает, мастерски перевоплощаясь из образа в образ.
Поэтические номера органично сменяли песни. Завораживающий голос отца Леонида, поющего под гитарный перезвон, точно доносил до слушателей суть произведений барда: посвященного человеческим взаимоотношениям «Красивых любят чаще и прилежней», полного трагизма «Письмо перед боем», написанного от лица женщины, ждущей возвращения солдата «Так случилось, мужчины ушли», раскрывающего чувства бойца в смертельном бою «Песня о звездах» …
А знакомство Натальи Пярн, уже заслуженной артистки России, с Владимиром Волковым, ставшее, по сути, судьбоносным, произошло в 2001 году, в ходе миссионерской поездки на Дальний Восток, организованной Фондом Андрея Первозванного. Оба получили в нее приглашение для выполнения творческой миссии. И об этом моменте Наталья Максимовна также пишет в своей книге:
«В течение всей поездки на концертных площадках мы почти не пересекались. Работали в разных местах и в разных жанрах… Иногда он брал гитару в купе поезда. Совсем ещё неосознанно прислушивалась, отмечала, что он ни на кого не похож. Все потрясения были впереди… Тогда я ещё не только не слышала знаменитую Володину песню «Матушка Русь», а вообще не представляла себе, какой неуправляемой стихией ворвётся в мою жизнь его творчество, да и сам Владимир со своим немереным талантом и абсолютной непредсказуемостью, вызывавшей в равной степени то восторг, то отчаяние… Красота поэтического слова Владимира, неповторимое авторское исполнение завораживают, заставляют возвращаться к его песням снова и снова, каждый раз еще больше проникая в глубину философского смысла, заложенного в удивительной поэзии автора».
Позднее ей довелось не только слушать чудесные песни Владимира, но и работать с ним на записях и подготовке его альбомов к изданию. Вместе они создавали литературно-музыкальный спектакль «Матушка Русь» о красоте и многострадальной судьбе России, возрождении ее духовного величия. Вместе, дуэтом, и выступали – он проникновенно пел свои песни, она читала стихи русских классиков. После смерти Волкова в память о нем Наталья Пярн преобразовала постановку в моноспектакль, с которым объездила многие уголки России. Удостоенный Гран-при международного проекта «София-Русь», он был показан 225 раз.
Фрагменты спектакля и были представлены в программе. Зрители как завороженные слушали в ее исполнении историческую сказку Евгения Евтушенко «Игрушка» и песни Владимира Волкова, которые пел отец Леонид. По завершении программы зал какое-то время молчал, а потом разом взорвался аплодисментами. Это при том, что публика в «Гнезде глухаря» всегда особенная, ее не обманешь.
А еще программа «Два поэта две судьбы» – Владимир Высоцкий и Владимир Волков» была представлена 27 января нынешнего года в Центральном офицерском клубе Воздушно-космических сил к 86-летию барда. Что запомнилось? За ней наравне с ветеранами Вооруженных Сил, военнослужащими Семеновского полка следили юнармейцы, участники военно-патриотических клубов и члены семей военнослужащих – участников специальной военной операции. После каждого номера зал аплодировал, а в конце вечера зрители стоя благодарили исполнителей и долго не отпускали их со сцены.
Приведенные примеры невольно убеждают, что у наших соотечественников не иссякает интерес к творческому наследию мастеров, воспевающих духовное богатство России, отстаивающих истинные человеческие и культурные ценности, какими являются Владимир Высоцкий и Владимир Волков. А значит, у этой программы хорошие перспективы, она будет востребована. И это весьма значимо для заслуженной артистки России Натальи Пярн, которая в нынешнем году отмечает 55-летие творческой деятельности и 45-летие службы в стенах Центрального Дома Российской Армии имени М.В. Фрунзе.