Работа с людьми – особая миссия

Создать: 09/11/2017 - 13:39
полковник Михаил БАРЫШЕВ

Систему воспитания личного состава Вооружённых Сил ждут серьёзные перемены: • 11 сентября – День специалиста органов воспитательной работы. На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил России полковник Михаил БАРЫШЕВ

Автор  Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда». 
 
– Михаил Николаевич, вы относительно недавно в должности. Удалось ли за это время оценить обстановку, ознакомиться с проблематикой, принять какие-то решения?
– Действительно, времени прошло немного – чуть больше двух месяцев. И большую часть из них я провёл в войсках, где знакомился с фактической обстановкой в сфере организации морально-психологического обеспечения, состояния воинской дисциплины, правопорядка, выполнения социальных гарантий, а также других вопросов, касающихся жизни и деятельности объединений и соединений Вооружённых Сил. Большое внимание в ходе этой работы было уделено оценке морального состояния личного состава, его боевого духа, изучению условий прохождения службы и проживания военнослужащих по призыву и по контракту и членов их семей. 
 
Так, без сомнения, необходимой оказалась поездка на российскую военную базу в Армении. Рабочая группа Главного управления по работе с личным составом ВС РФ оценила организацию воспитательной работы с военнослужащими и выстроенное взаимодействие с местными органами власти. Значительное внимание также было уделено нашей группировке в Сирии. В ходе рабочей поездки обсудил с командованием широкий спектр вопросов, напрямую связанных с обеспечением должного уровня морально-психологического состояния личного состава. По итогам работы в Сирии уже подготовлен план по наращиванию деятельности Главного управления по работе с личным составом ВС РФ в группировке. В целом считаю, что сегодня одна из главных наших задач должна заключаться в обобщении того опыта, который мы получаем в ходе сирийской кампании. Важно, чтобы как можно больше наших офицеров обрели практику работы в боевой обстановке.
 
Сегодня роль офицера-воспитателя должна возрастать не только в армии, но и в обществе
 
– Если говорить о приоритетах в деятельности органов по работе с личным составом, то каким, на ваш взгляд, должно быть здесь магистральное направление?
 
– Важнейшая задача, которую я перед собой обозначил, это, конечно же, наращивание деятельности Главного управления, всех органов по работе с личным составом в вопросах повышения боеготовности. К сожалению, сегодня при принятии командирами всех степеней решения на проведение операции, оценка морально-психологического состояния войск (как своих, так и противника) происходит недостаточно глубоко. В этой связи уже намечен ряд мер для того, чтобы направить ситуацию в правильное русло и вернуть значимость данной работе. 
 
Сегодня роль офицера-воспитателя должна возрастать не только в армии, но и в обществе Президент России Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ в своих выступлениях неоднократно подчёркивал, что основной национальной идеей в стране сейчас является патриотизм. Другой идеи у нас нет и быть не может. За государственно-патриотическое воспитание в Вооружённых Силах, за связь с обществом отвечает как раз Главное управление по работе с личным составом. И нам предстоит колоссальная работа, в том числе по воспитанию подрастающего поколения, допризывной молодёжи. Отмечу, что здесь нам на помощь приходит военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», с которым мы взаимодействуем довольно конструктивно. Несмотря на то что движение создано относительно недавно, проделан весомый объём работ, выстроена вертикаль организации, открыты филиалы в регионах, созданы юнармейские отряды, налажена система планирования. Решаются кадровые вопросы, разрабатываются необходимые методические материалы. Организация сегодня, что называется, задышала. И одной из основных задач ГУРЛС является как раз помощь в качественном наполнении деятельности «Юнармии». Определена генеральная линия развития юнармейского движения. В первую очередь это касается участия в системе дополнительного школьного образования: здесь «Юнармия» должна занять своё достойное место. 
 
Если вернуться к теме совершенствования деятельности органов по работе с личным составом, то нужно сказать о ведущейся сейчас выработке практических алгоритмов их будущего развития. Здесь мы работаем в тесном взаимодействии с Военной академией Генерального штаба, вырабатывая, по сути, новую концепцию всей системы воспитательной работы в Вооружённых Силах. До конца этого года рассчитываем представить эти разработки на обсуждение Коллегии Минобороны России.
 
– Система работы с личным составом – гибкий, динамично меняющийся механизм. Каких корректировок стоит ожидать в ближайшей перспективе?
 
– Одна из наших ключевых задач связана с модернизацией психологической службы в Вооружённых Силах. Известно, что должности психологов сегодня присутствуют в войсках в достаточном количестве. Однако встаёт вопрос качественного наполнения работы этих специалистов. Каким образом психолог воинской части формирует свой план действий? Как он оценивает обстановку? Насколько объективны те документы, с которыми он работает? Вообще, надо признать, что сегодня в системе воспитательной, психологической, социальной работы присутствует очень много бумажной волокиты. Я предложил сократить объём отчётной документации как минимум в 2,5 раза, особенно в звене «рота–батальон». Я считаю, что на первом месте должно быть дело, а потом уже бумаги. Конечно, документы объективного контроля, документы учёта вести необходимо. Но мы обязаны разгрузить командиров от большого количества бумажной работы, тем более что в ряде случаев она ведётся попросту формально.
 
Актуальной задачей является возвращение в комплекс, в матрицу принятия решения командирами всех степеней такого вида боевого обеспечения, как морально-психологическое обеспечение
 
Для специалистов психологической службы следует разработать более чёткие рекомендации их деятельности, наладить систему контроля. Изобретать ничего не надо – достаточно перенять эффективный опыт, накопленный в МЧС России. Систему психологической службы этого ведомства можно по праву считать эталоном, переняв его и для Вооружённых Сил. С моей стороны уже озвучено предложение и подготовлен соответствующий доклад руководству Минобороны России о создании в ВС РФ единой информационной сети, которая объединила бы все рабочие места психологов. Именно такая схема успешно действует в МЧС России с 2008 года. Её внедрение в армии и на флоте, по нашему мнению, даст ощутимый толчок в развитии психологической службы, обеспечит постоянный обмен современными методиками и информацией, создаст устойчивую связь с отдалёнными гарнизонами. Это также позволит объективно оценивать работу психологов на местах, оказывать им помощь на расстоянии. Стоит отметить, что, несмотря на то, что психологическая служба МЧС выполняет задачи специфические, методология их работы в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций сравнима с работой наших психологов в районе восстановления сил, вышедших из зоны боевых действий.
 
Психолог должен стать серьёзным помощником командира. Недавно мы участвовали в учении с массовым десантированием и боевой стрельбой в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Специалистами психологической службы Вооружённых Сил были применены новые подходы как в подготовке личного состава к участию в боевых действиях, так и их последующей реабилитации. В октябре на учении ВДВ в Восточном военном округе планируем применить ещё более усовершенствованные методики, а на стратегическом учении «Запад-2017» хотим продемонстрировать руководящему составу Вооружённых Сил новый перспективный комплекс психологической разгрузки (в мобильном варианте). 
 
Новации должны прийти и в систему оценки морально-психологического состояния войск – как своих, так и противника, причём не только во время ведения боевых действий, но и в угрожаемый период. Ещё раз подчеркну – актуальной задачей является возвращение в комплекс, в матрицу принятия решения командирами всех степеней такого вида боевого обеспечения, как морально-психологическое обеспечение. В группе оценки обстановки командующего стратегическим направлением обязательно должны присутствовать офицеры группы морально-психологического обеспечения. Психологов следует закрепить и за конкретными подразделениями. Тогда они будут востребованы и принесут реальную пользу. Для этого мы сегодня актуализируем структуру психологической службы, повышаем уровень квалификации её специалистов, их материально-техническую обеспеченность. Уже решается вопрос и о повышении уровня заработной платы психологов из числа гражданского персонала. 
 
– Михаил Николаевич, вы упомянули о некоторых направлениях, связанных с деятельностью органов по работе с личным составом. Без сомнения, в обновлении нуждаются и другие стороны. На чём будет сделан акцент?
 
– В числе особо значимых задач назову возрождение системы подготовки профильных кадров. Надо понимать, что работа с личным составом – это особая миссия, требующая обладания знаниями по самому широкому спектру дисциплин, весомого кругозора и эмоциональной вовлечённости, неравнодушного отношения к своему делу, к своей стране, к людям. Такие специалисты сами по себе не появятся, их надо готовить. Вот почему следует проработать вопрос и о подготовке кадров для наших структур. Она может быть налажена на базе высших военных учебных заведений страны. Это позволит готовить офицеров с учётом специфики вида, рода войск Вооружённых Сил. Именно такие профессионально подготовленные люди должны заниматься разъяснением государственной политики и формированием у военнослужащих правильного мировоззрения. Такое когда-то было в нашей армии и доказало свою эффективность. Сейчас же организация работы с личным составом, если говорить деликатно, требует перезагрузки. Содержательность многих планов весьма сомнительна – как правило, это либо набор ура-патриотических и досуговых мероприятий, либо перечень формальных занятий. О том, что раньше именовалось политинформацией и позволяло военнослужащим быть в курсе происходящего в стране и мире, забыто. 
 
Новые подходы, адекватные требованиям времени и современному мышлению, необходимы и в системе общественно-государственной подготовки. Соответствующий установочный приказ целесообразно актуализировать. Больше внимания следует уделить военно-исторической тематике, примерам верности долгу, офицерской чести, знаниям о России, её многогранной культуре и уникальной природе. В этой связи стоит обратить внимание и на состояние информационно-пропагандистской работы. Её содержание и качество зачастую также оставляют желать лучшего: достаточно взглянуть на наглядное оформление территорий некоторых воинских частей, где стенды, баннеры и прочие атрибуты напоминают нелепый лубок. Формы и способы воспитательного воздействия на личный состав должны не только соответствовать стоящим перед войсками задачам, но и отвечать современному технологическому и эстетическому уровню. 
 
Безусловно, стоит говорить и о решении накопившихся проблем в сфере материально-технического обеспечения. Это касается, к примеру, состояния инфраструктуры окружных, гарнизонных Домов офицеров, клубов соединений и воинских частей. Сегодня мы в этом вопросе сильно отстали. Большинство наших военных музеев, по сути, застыло в 70-х годах прошлого века. А ведь это один из самых эффективных способов агитации и воспитания. Нужны актуальные программы, нужны новые экспозиции, посмотрев которые люди, особенно молодёжь, выйдут с убеждённостью, что наши армия и флот – лучшие в мире. Тем более нам есть что показывать, есть чем гордиться.
 
В общем, требуются глубочайшая объективная оценка положения дел и доклад руководству Минобороны России с предложениями о принятии тех или иных мер. Большой объём работы, который нам предстоит проделать, связан с возрождением полноценной, масштабной системы культурно-досугового обеспечения войск. Сегодня у нас есть определённые недоработки в этом вопросе. Где-то мы проводим мероприятия слишком часто, где-то не проводим совсем. То есть систему нужно сбалансировать. Важно восстанавливать лучшие традиции в части организации культурно-досуговой работы. В этом направлении мы последовательно укрепляем взаимодействие с Департаментом культуры Минобороны России.
 
Первостепенное значение в работе Главного управления уделяется взаимодействию с ветеранскими организациями. Я в своей работе во многом опираюсь на мудрость и житейский опыт наших ветеранов, в ежедневном режиме уделяю больбшое внимание взаимодействию со многими из них. Прежде всего речь идёт о ветеранах Главного политического управления, лучшие традиции которого унаследовало нынешнее Главное управление по работе с личным составом. В своё время это был серьёзный институт не только в Вооружённых Силах, но и в обществе в целом. Наверное, сегодня пришло время вспомнить о прославленных политруках, комиссарах, замполитах, которые поднимали людей за собой, вели их в бой. В сложнейшей обстановке они проявляли мужество, отвагу, героизм. Кроме того, своей работой они добивались неуклонного соблюдения принципа единоначалия в армии, были опорой для командиров как в повседневной деятельности, так и в бою. Нельзя не признать, что в боевой обстановке идеологическая, воспитательная работа имеет решающее значение. Можно получать новые образцы вооружения и военной техники, быть готовым действовать на них. Однако если военнослужащий не до конца понимает, какие задачи ставит перед ним государство, для чего он служит, должной отдачи не будет. Нельзя защищать то, что не любишь. И вот эту настоящую любовь к Родине должны воспитывать и прививать не только в семье, в школе, но и в армии, а вести эту работу должны специалисты по работе с личным составом, причём на всех уровнях.
Это наша важнейшая задача, наша особая миссия.