С ИМЕНЕМ НИКОЛАЯ ЛУКЬЯНОВИЧА ДУПАКА СВЯЗАНЫ ЗОЛОТЫЕ ГОДЫ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ

Создать: 03/30/2023 - 15:54
С ИМЕНЕМ НИКОЛАЯ ЛУКЬЯНОВИЧА ДУПАКА СВЯЗАНЫ ЗОЛОТЫЕ ГОДЫ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ

Вчера, 29 марта, в Московском на Таганке простились с прославленным актером, многолетним директором этого легендарного театра, участником Великой Отечественной войны заслуженным артистом РСФСР, заслуженным артистом Украинской ССР Николаем Лукьяновичем Дупаком.

Николай Лукьянович скончался 26 марта на 102 году жизни.  В весьма почтенном возрасте, о котором даже мечтать страшно. А он, как и другой наш знаменитый актер – Владимир Зельдин, достиг его, сохранив при этом ясность ума и бодрость духа. И все-таки очень жаль, что такого замечательного человека больше нет. С ним, как это не банально звучит, ушла целая эпоха, в данном случае – всенародно любимой Таганки, а также эпоха неподдельной доброты, душевного света, мужества и чистой любви к Родине, что излучал Николай Дупак.

Николай Лукьянович родился 5 октября 1921 года в украинском поселке Старобешево Донецкой области в многодетной семье. У главы семейства Лукьяна Ильича, занимавшегося обслуживанием самолетов, прошедшего Первую мировую войну и получившего Георгиевский крест, было крепкое хозяйство на Донбассе. Оно и стало причиной раскулачивания и его ссылки с женой Анной Артемовной на лесоповал в Архангельскую область. Уже в Таганроге мальчишкой Николай посещал школьный драмкружок имени Игоря Ильинского, а в 14 лет выступал на первом съезде стахановцев.

В 15 лет юный артист по приглашению главрежа попал в местный драмтеатр, где он играл Дамиса в спектакле «Тартюф» по комедии Мольера. Через пару лет на родину Антона Чехова на гастроли приехал Юрий Завадский, который настойчиво рекомендовал молодому коллеге поступать в театральное училище при его театре. До Великой Отечественной войны студент успел проучиться три курса, параллельно служа в театре.
 
На войну Дупак пошел, по сути, со съемочной площадки Александра Довженко, создававшего кинофильм «Тарас Шевченко». Попал в народное ополчение, записавшись в него вместе с самим режиссером, Борисом Андреевым и Петром Алейниковым. Позднее прошел боевой путь от курсанта Новочеркасского кавалерийского училища до командира взвода разведки, командира гвардейского кавалерийского эскадрона. За годы войны он был трижды ранен, один раз контужен, терял слух и даже речь. После комиссации в одном из госпиталей стал организовывать спектакли для раненых бойцов. Эти спектакли и вернули Николая Дупака к большой творческой деятельности.
 
С середины 40-х ветеран Великой Отечественной войны был ведущим актером и режиссером Театра имени К.С. Станиславского, где справился со множеством ролей, в том числе и в спектаклях «Три сестры», «Бесприданница», «Беда от нежного сердца», «Чайка» и «Женитьба Бальзаминова». Отсюда в 1963-м он, попросив направить его «в самый плохой театр Москвы», перешел в Театр на Таганке, сыграв основополагающую роль в его втором рождении и становлении.
 
Оказавшись на первом собрании труппы, Дупак заявил: «Хорошим артистом себя не считаю, а директором буду работать на совесть». И на его совести – приглашение на должность худрука Юрия Любимова, который тогда был педагогом Щукинского училища и выпустил со студентами «Доброго человека из Сезуана» – спектакль, с которого начался в итоге взлет Таганки.
 
Заслуги Дупака на поприще директора театра огромны: начиная с названия «Театр на Таганке» и его знаменитой черно-красной эмблемы, которые он придумал, появления в труппе Владимира Высоцкого до рождения каждого спектакля – будь то «Павшие и живые» или «А зори здесь тихие», и создания актерам и другим сотрудникам театра условий, необходимых для плодотворной работы и отдыха. В 1960—1980 годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы и активно гастролирующим по зарубежным странам. Ведь всем очень хотелось вживую увидеть выступления таких мастеров сцены, как Борис Хмельницкий, Зинаида Славина, Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Виталий Шаповалов, Нина Шацкая, Владимир Высоцкий и многих других под руководством Юрия Любимова.
 
Наравне с театральной деятельностью Николай Лукьянович активно снимался в кино. Известны его работы в лентах «Сорок первый», «Железный поток», «Интервенция», «Бумбараш», «Инспектор уголовного розыска» и «Будни уголовного розыска», «Вечный зов», «Капитан Немо», «Два капитана», «Стрелы Робин Гуда», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Черная стрела», десятках других.
 
В 1990-м заслуженный артист РСФСР ушел из театра, возглавив культурный центр на Таганке и став главрежем-консультантом объединения «Музеон» и советником гендиректора театра зверей «Уголка Дурова» по творческим и строительным вопросам. При его активном участии и содействии свет увидели культурный центр-музей Владимира Высоцкого и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, открылось несколько столичных театров, музеи Высоцкого и Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья.
 
Среди пришедших проститься с Николаем Лукьяновичем Дупаком были директор Театра на Таганке Ирина Апексимова, директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок, руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, актеры Александр Яцко, Никита Высоцкий, Александр Цуркан и другие.
 
На церемонии прощания выступила артистка Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе заслуженная артистка России Наталья Пярн, чье становление как актрисы прошло именно в Театре на Таганке. Последние 10 лет Наталья Максимовна вела все творческие вечера Николая Лукьяновича, который все это время активно участвовал во многих творческих проектах центрального военного учреждения культуры.