Сценическое искусство – дело коллективное

Создать: 07/22/2019 - 18:34
Драмтеатр ВВО

Каждый театральный сезон артисты окружного драмтеатра радуют приморского зрителя премьерами и творческими экспериментами.

По стране шествует Год театра. Чтобы донести в том числе эту важную составляющую духовной жизни общества до военнослужащих и членов их семей, артисты округа регулярно выезжают в гарнизоны. О том, чем наполнен их творческий багаж, как в лабораториях готовятся новые премьеры и на какие эксперименты решается творческий коллектив, рассказывает директор драматического театра ВВО заслуженный работник культуры РФ подполковник запаса Николай СТОЛБОУШКИН.
 
– С чего для театра начался год, который даёт коллективу возможность показать всё лучшее? Чего удалось достичь?
– Год театра для нас – реальный шанс творчески заявить о себе новыми спектаклями и теми работами, которые из сезона в сезон ждут зрители. Ещё до его начала, в декабре, состоялась встреча с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко, где мы поделились с ним творческими планами, а затем на сцене Академического театра имени Максима Горького во Владивостоке коллективы всех шести приморских театров представили к старту своеобразную визитную карточку.
Мы исполнили отрывок из своего последнего премьерного спектакля прошлого года «Жар-птица», обратившись к творчеству ленинградского композитора Александра Колкера, написавшего эту рок-оперу. В январе же на сцене филиала Мариинского театра наша труппа успешно представила спектакль публике, посвятив его 75-летию полного снятия блокады Ленинграда. Позже прокат пошёл как по большим сценическим площадкам, так и в клубах гарнизонов.
По сути, начиная с зимы, в Доме офицеров Российской армии (Уссурийский ГДО), где мы постоянно базируемся, продолжились показы премьерных работ 82-го сезона. В школьные каникулы для юного зрителя состоялась новогодняя музыкальная сказка по либретто Натальи Кузьминых «Следствие ведёт Снеговик», на которую в город приезжали дети и из гарнизонов Сергеевки, Сибирцево.
В феврале выпущен спектакль «Пять – двадцать пять» по пьесе молодого петербургского драматурга Данилы Привалова – своего рода современная история шекспировских Ромео и Джульетты. Среди наших премьер – комедия «Сон в летнюю ночь» по пьесе ­Уильяма Шекспира и драма «Чайка» Антона Павловича Чехова, которые очень хорошо принял зритель в марте и мае. К слову, к концу театрального сезона поставлено рекордное количество премьер – 10. Обычно в сезон выпускаем пять-шесть.
 
– Какие ещё формы подачи театрального материала использует драмтеатр?
– Прежде всего – творческие лаборатории. Это попытка за короткие сроки поставить не спектакль, а его наброски, эскизы и обязательно апробировать их на зрителе. То есть нам важно понять, захватит ли та или иная тема людей, нужно ли запускать этот проект дальше.
К примеру, главный режиссёр Алексей Похресный использовал такую форму при работе с пьесой «Пять – двадцать пять», а директор театра взял в работу пьесу екатеринбургского драматурга Николая Коляды «Большая советская энциклопедия». Позже эти лаборатории трансформировались в полноценные спектакли.
Кроме этого, коллектив осуществил проект «Ночь в театре», в котором использовали до семи вокальных площадок. Только представьте себе: в большом зрительном зале ГДО проходят сразу две премьеры – чеховская «Чайка» и «Анна Герман. Дом её мечты». Сценарным материалом к спектаклю о польской певице послужили воспоминания её мужа, кино- и фотоматериалы. Одновременно в соседних аудиториях выступали барды, ведущие артисты проводили мастер-классы по актёрскому мастерству.
Развёрнуто пространство наших художников, где посетители знакомятся со сценографией новых и прежних спектаклей, театральными костюмами, предметами бутафории и реквизита. Следующая площадка – библиотека, где звучит его величество художественное слово в исполнении актёров. В итоге почти всё здание (а это 11 тысяч квадратных метров) занято артистами театра и зрителями.
Мероприятие, начавшись в 16 часов, заканчивается далеко за полночь. И люди, в том числе семьи военнослужащих соединений и частей, дислоцированных в Уссурийске и за его пределами, охотно в нём участвуют. Два таких проекта мы приурочили к Международному дню театра в марте, третий реализовали в июне, и они пользовались огромной популярностью.
В этом году Алексей Похресный предложил воплотить в жизнь такую форму, как арт-кафе. Это своеобразная творческая площадка, где будут встречаться разные люди от искусства, военные и гражданские зрители, которые любят театр. Будем обсуждать в непринуждённой обстановке за чаем и кофе новинки, тенденции в развитии театрального искусства, в том числе чтобы понять, что интересно нашим зрителям.
 
Год Театра для творческого коллектива окружного драмтеатра – шанс творчески заявить о себе новыми спектаклями
 
Также попытаемся создать ещё одно новое творческое направление – поэтическое пространство. Это некая форма культурно-художественной работы, где главным является поэзия, которую читают артисты театра и любители из публики. Планируем проводить такие встречи летними вечерами в мини-парке Дома офицеров.
А вот театральные конкурсы – форма не новая, она активно использовалась в мою лейтенантскую пору в должности начальника клуба части, когда военнослужащих на досуге вовлекали в солдатскую самодеятельность.
Сегодня, анализируя работу начальников клубов, видим, что многие из них люди талантливые, увлечённые своей работой. Они по-прежнему широко используют театрализацию. Среди таких энтузиастов Светлана Свидрук из бригады МТО, капитан 3 ранга запаса Сергей Белаш из отдельной мотострелковой бригады 5-й обще­войсковой армии.
В посёлке Сибирцево, кстати, усилиями Белаша и старшего лейтенанта Артура Ахубы был создан и многие годы действовал замечательный вокальный коллектив – лауреат краевых и всеармейских конкурсов, обладатель Гран-при фестиваля «Катюша». С ним мы два года назад выступали с концертами в Сирии. Ансамбль исполнял песни, наши артисты Дмитрий Широков, Елена Галушкина, Андрей Болсуновский и Дмитрий Ступников ставили юмористические мизансцены.
 
– В зимний период вы больше работаете на Уссурийский гарнизон. А куда обычно выезжаете в другие сезоны?
– В любое время года мы частые гости в армейском госпитале. Для нас это своеобразная экспериментальная площадка. Здесь малая сцена, но мы умудряемся показывать пациентам и медицинским сотрудникам все свои спектакли и концерты. Для военнослужащих, которые находятся на излечении, это своего рода релаксация, что тоже мотивирует их на скорейшее выздоровление. Если оглянуться, к примеру, на год прошедший, то не было праздников, начиная с новогодних, чтобы мы не заглянули хотя бы небольшой творческой бригадой в это лечебное учреждение.
В зимних условиях каждое воскресенье работаем на большой местный гарнизон. Зал у нас на тысячу мест, до 70 процентов в выходные дни его занимают люди в погонах – и воины по призыву, и контрактники, и офицеры. Когда же армейцы выезжают на полигоны, то и мы перестраиваемся под их график, весной начинаем совершать творческие десанты в поля.
Многие солдаты впервые соприкасаются с театральным искусством. Для этого контактируем с военно-политическим отделом армии, тем более штаб-то её неподалёку от ГДО, офицеры через комендатуру оповещают воинские части. И начальники клубов звонят нам периодически.
С полноценными спектаклями выезжаем обычно в войсковые соединения, дислоцированные в отдалённых гарнизонах. Кроме вышеназванных, это и другие части 5-й армии, и окружная бригада МТО. К нам же регулярно приезжают военнослужащие и члены их семей из соединения ПВО, бригады управления и иные, на территории которых нет клубов. Показываем всё согласно репертуарному плану – от отечественной и зарубежной классики до современной драматургии, спектакли военно-патриотической тематики и, конечно, особо любимый жанр – комедии.
В ноябре прошлого года выступали на сборах командиров и начальников штабов соединений округа в клубе Сергеевского гарнизона с концертной театрализованной программой, включающей в себя фрагменты разных спектаклей, в том числе классических, как, например, «Женитьба Бальзаминова». Для тех, кто служит в дальних гарнизонах и не бывает в театрах, это был, образно говоря, эмоциональный шок. Они увидели профессиональных артистов, качественно изготовленные театральные костюмы и искусно оформленную декорацию, окунулись в жизнь героев пьес, открыли для себя окружной театр.
Весной самолётом военно-транспортной авиации мы вылетали в Улан-Удэ, больше недели работали в частях 36-й общевойсковой армии. Там благодаря командованию было всё отлично организовано с транспортом.
Летом выезжали на поезде в Хабаровск, участвовали в праздничных мероприятиях в честь юбилея округа.
Получился у нас и гастрольный тур, завершающий 2018 год, с премьерным спектаклем «У войны не женское лицо» по повести белорусской писательницы и драматурга Светланы Алексиевич. В нём была занята почти вся труппа. Помимо военнослужащих, его впервые смотрели в военно-историческом музее округа и юнармейцы из хабаровских школ. Казалось бы, дети не подготовленная публика к таким серьёзным вещам, однако на лицах некоторых были слёзы, они глубоко прониклись темой.
 
– А как же не упомянуть итоги краевого театрального конкурса «Серебряный медальон – 2018»…
– В нём наш театр удостоился шести из 12 возможных наград – рекорд за почти четвертьвековую историю этого творческого состязания артистов Приморья. Актриса Эльвира Денежкина отмечена в номинации «Лучшая женская роль» за работу в мюзикле по рок-опере Александра Журбина «Орфей и Эвридика», актёр Василий Кирин – за лучшую мужскую роль второго плана в спектакле по пьесе Питера Шеффера Equus, звукорежиссёр Андрей Высоцкий – за лучшее музыкальное оформление.
Сразу в двух номинациях – «Лучшая режиссура» и «Лучший детский спектакль» – награждён Алексей Похресный (так члены жюри оценили его работу по созданию Equus и сказочного мюзикла «Маугли и Лия»). Кроме того, Кирину был присуждён специальный приз: творческая командировка на летнюю школу Союза театральных деятелей России.
 
– Поделитесь хотя бы некоторыми секретами ваших творческих побед.
– В театре труд – коллективный, и общий успех складывается из усилий каждого. В этом смысле люди душу вкладывают в работу, по-другому никак нельзя. Ну а тон в нашей команде уже многие годы задают такие мастера сцены, как заслуженные артисты России Тамара Савиных, Дина Рябинина, Маргарита Сотникова и Галина Федоткина. К ним подтягивается со своим задором молодое поколение лицедеев – Алина Михальская, Василий Кирин, Дмитрий Широков и другие.
Всегда очень творчески подходят к делу и молодые хореограф Екатерина Тимофеева, художник Полина Кирина. Очень заметен труд работников постановочной части во главе с Людмилой Дьячек: костюмеров, бутафоров, реквизиторов, гримёра-постижёра Марии Петренко, специалистов поделочного цеха Григория Сидристого. Вместе с Алексеем Похресным и художником Юрием Воронковым они и делают этот театр зрелищным и доступным для всех категорий зрителей.
– Что у вас в ближайших творческих планах?
– Намечаем совершить взаимный обмен гастролями с театром Черноморского флота. В дорогу хотим взять свои лучшие спектакли. При этом рассчитываем превратить будущую поездку в крупную общественно-политическую и военно-патриотическую акцию.
Есть идея передать коллегам капсулу с землёй с мест боёв на Хасане, в Порт-Артуре, а оттуда привезти землю, на которой проливали кровь русские моряки в боях за город Севастополь. Осталось дело за помощью и решением наших начальников. Также планируем осенью вылететь в Москву на традиционный фестиваль военных театров «Звёздная маска».