Портал военных учреждений культуры

СЛУШАЯ ПЕСНИ ВЫСОЦКОГО, ФРОНТОВИКИ ПРИНИМАЛИ ЕГО ЗА СВОЕГО

Создать: 07/09/2021 - 20:15
СЛУШАЯ ПЕСНИ ВЫСОЦКОГО, ФРОНТОВИКИ ПРИНИМАЛИ  ЕГО ЗА СВОЕГО

Вышел в свет 1-й том книги «Высоцкий о войне», автором которой является руководитель «Центра-музея В.С. Высоцкого в Тольятти» Виктор Куликов.

Пожалуй, символично, что именно сейчас родилась такая книга. Июль стал черным месяцем для Владимира Высоцкого. В июле 1980 года состоялись последние выступления гениального актера, поэта, певца и музыканта. 16 июля – концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королев), а 18 июля Высоцкий вышел на сцену Театра на Таганке в роли Гамлета. Оба выступления можно назвать знаковыми. На концерте в Подмосковье он много вспоминал – о молодости, жизни на Большом Каретном, творчестве и друзьях. В роли Гамлета раскрывался весь Высоцкий – и характерный актер, и нестандартно мыслящий человек, и борец за справедливость.

Автор книги Виктор Куликов, изучивший биографию Высоцкого в доступных и малоизвестных источниках, кажется, до мельчайших деталей, в точности может все это подтвердить.

Виктор Александрович известен в городе на Волге и далеко за его пределами как неординарный творческий человек с недюжинной энергетикой и работоспособностью, как создатель единственного в регионе музея, посвященного жизни и творчеству Владимира Высоцкого. Он – автор около 20 книг о поэте и певце, Театре на Таганке, о героях Великой Отечественной войны, организатор многочисленных мероприятий на военно-патриотические темы в Тольятти, Самаре, Волгограде, Анапе, Алуште, Евпатории, Саки, Набережных Челнах, городах Подмосковья.

Хорошо его знают и в Москве, где на протяжении многих лет Виктор Александрович встречается с ветеранами, армейской молодежью и военнослужащими, представляя им литературно-музыкальные программы и даже спектакли патриотической направленности. У него самые тесные контакты с коллегами из Государственного музея Владимира Высоцкого на Таганке в Москве и его директором Никитой Владимировичем Высоцким.

Надо ли говорить, что автор душой полюбил творчество Владимира Высоцкого, который для него стал не просто кумиром, а духовно-нравственным ориентиром. Ведь именно в большой степени под влиянием знаменитого актера, поэта и певца он сам стал сочинять стихи и песни, а позднее и исполнять их под гитару на широкой публике.

Говоря же о его детище – Центре-музее В.С.Высоцкого, созданном в 2007 году, важно отметить, что Виктор Александрович и его единомышленники – сотрудники музея по-прежнему ведут активную научную и исследовательскую работу по изучению стихов, фонограмм и концертов В. Высоцкого. В настоящий момент в музее насчитывается свыше 1500 экспонатов, которые представлены в выставочной экспозиции и фондовых запасниках. Кроме того, они выпускают печатные издания, DVD-диски, открытки и памятные медали, связанные с творчеством актера, поэта и музыканта. Последняя в этом ряду как раз книга «Высоцкий о войне».

К слову, свежеотпечатанный экземпляр книги автор уже успел подарить городской библиотеке Культурного центра «Автоград», о чем ее сотрудники эмоционально сообщили в сети интернет: «Под обложкой – целая жизнь, в фото, поэзии, живых рассказах друзей и близких поэта, в исторических хрониках, письмах, песнях. Крупными мазками и точными деталями написал Виктор Куликов военную историю Владимира Высоцкого. Неизменно достоверно, с присущей ему глубиной и любовью. По-честному».

И это действительно так. 478 страниц первого тома убедительно свидетельствуют, что создателем книги проделана колоссальная, титаническая исследовательская работа. Далее, кропотливо подобранные документы, фотографии, тексты стихов и песен бережно систематизированы и представлены в строгой временной последовательности. Причем так, что и без необходимого в повествовании авторского текста все предельно ясно и понятно. Читаешь и словно погружаешься в мир человеческих взаимоотношений, который царил в семье Владимира Высоцкого в период глобальных потрясений и важных событий. А именно – канун и начало Великой Отечественной войны, годы военного лихолетья, послевоенное время, вплоть до июля 1980 года. Собранным материалом Куликов хочет передать атмосферу тех лет и поведать (до него никто в исследовательских трудах ничего подобного не делал) об истоках создания Высоцким песен военного звучания. Тех песен, что обожгли страстью его юношескую душу в конце 1970-х.

В многообразном творчестве Владимира Высоцкого, в котором нашли место уличные, лагерные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни, произведения на военную тему, безусловно, стоят особняком и занимают исключительное место. И по праву получили всенародное признание. Слушая, к примеру, «Я вырос в ленинградскую блокаду», «Сыновья уходят в бой» или «На братских могилах», обязательно испытываешь волнительный трепет. Невольно понимаешь, что гениальный автор не мог писать иначе – ибо тема Великой Отечественной войны, ставшей тяжелейшим и страшным испытанием для страны и прежде всего – людей, не терпит фальши. Но сам собой возникает вопрос: как человеку, не воевавшему, удалось написать о войне так, что ветераны приняли его за своего?        

Именно им задается Виктор Куликов, интригующе приводя уже в начале книги откровения самого Владимира Высоцкого:

«Для меня война – огромное потрясение, поэтому я так много пишу о ней. После выхода первых своих пластинок я стал часто получать письма от разных людей, большинство из которых волнует вопрос: воевал ли я? Спрашивают: «Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым мы вместе выходили из окружения под Оршей?». Или, например, «Не воевали ли вы в таком-то батальоне на Первом Украинском? У меня там был друг, он похож на вас по голосу…»  Нет, конечно, не мог я выходить из окружения. Войну я застал, но мне было тогда очень мало лет. Однако, я помню войну, много знаю о ней по рассказам членов моей семьи. У меня военная семья, вся ее мужская половина прошла через войну… Это все не забывается до сих пор, и будет еще много людей, которые, по-настоящему занимаясь искусством, возвратятся к этой теме…».

Но самое главное следует потом.  В книге рассказывается о большой военной семье Владимира Высоцкого, о друзьях его родственников, которые также прошли через войну. Большой интерес, конечно, вызывают истории написания некоторых его песен (в том числе в воспоминаниях деятелей культуры и искусства), которые звучат в известных кинофильмах и спектаклях, в которых играл Высоцкий.  И практически везде на страницах книги – фотографии, исторические документы, включая наградные листы, стихи и песни. И все это работает на тему, раскрывая образ поэта, певца и актера.

Читая, порой диву даешься – как автор смог найти этот великолепный, уникальный материал, так объемно, с разных сторон и в самых мелких деталях свидетельствующий о разных периодах жизни Высоцкого, чертах его характера, наклонностях, увлечениях?!

К примеру, целая глава посвящена матери певца – Нине Максимовне Высоцкой. В своих воспоминаниях она рассказывает о первых днях войны в Москве, когда по сигналу тревоги все спешили в бомбоубежище или боролись с «зажигалками». Об этом времени Высоцкий позднее напишет озорные стихи-воспоминания:

…Не боялась сирены соседка,

И привыкла к ней мать понемногу,

И плевал я – здоровый трехлетка –

На воздушную эту тревогу!

Да не все то, что сверху, - от Бога,

- И народ «зажигалки тушил»;

И как малая фронту подмога – 

Мой песок и дырявый кувшин…

 (Отрывок из «Баллады о детстве» В.Высоцкого, 1975 г.)

Она же отвечает и на главный вопрос: «Меня часто спрашивают, откуда у сына в песнях такое знание военной жизни, ведь война кончилась, когда ему не было и восьми лет. Думаю, война в его детской памяти осела тяжестью длинных – предлинных переездов в товарных вагонах, недоеданием, бомбежками, смертью родных».

Так и было. Вскоре в составе большой группы семей с детьми она с маленьким Володей эвакуировалась в Бузулук Оренбургской области, откуда их на подводах увезли за 15-18 километров в деревню Воронцовка. Там все и разместились: детский сад, дети школьного возраста и их родители. В Воронцовке встречали и новый, 1942 год. Посреди села стоял репродуктор, и люди слушали сводки «Совинформбюро» и военные песни, которым все подпевали: звучали «Катюша», «Дан приказ ему на Запад» и другие песни. А «Священная война» стала для малыша Володи самой любимой.

Автор книги отмечает, что огромное влияние на Высоцкого оказал его отец – Семен Владимирович. Он был кадровым военным, защищал Москву, освобождал Львов, Прагу, штурмовал Берлин. Правда, это влияние стало сказываться уже после войны. Семен Владимирович признавался в одном интервью: ««От меня сын перенял характер, внешнее сходство и походку. А наши голоса при разговоре по телефону путали даже самые близкие родные и друзья… В молодости я немного занимался игрой на фортепиано, но дальше азов не пошел. А вот петь песни, например, Вертинского, Дунаевского и другие популярные в народе мелодии очень любил.  Много лет спустя в одном из эпизодов фильма «Место встречи изменить нельзя» Володя спел песню Вертинского точно в моей манере и потом допытывался, узнал ли я себя. Узнал, конечно…». Но самое главное: благодаря отцу Владимир Высоцкий через всю жизнь пронес любовь и уважение ко всем фронтовикам.

Виктор Куликов также определяет всю военную семью Высоцкого: старший брат Нины Максимовны – Сергей Максимович Серегин, военный летчик; младший брат – Владимир Максимович Серегин, участник Финской войны, погиб в 1941 году в возрасте 26 лет; Алексей Владимирович Высоцкий – принимал участие в обороне Одессы, Керчи и Севастополя, в боях на Дону и Северном Кавказе, освобождал Украину и Польшу, дошёл до Берлина (ему Высоцкий посвятил песню «Вдоль обрыва…»); Александра Ивановна Высоцкая – проходила службу в 268 Краснознаменном армейском пушечном артполку, который отличился в ходе обороны Одессы и Севастополя (она высоко оценила песню «Штрафные батальоны»).

А еще большим другом семьи был Николай Михайлович Скоморохов – военный летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, в годы войны совершил более 605 боевых вылетов, провёл 143 воздушных боя, сбил лично 46 и в группе 8 самолётов противника (ему Высоцкий посвятил «Песню о погибшем летчике»).

Нетрудно понять, что все эти и другие люди, прошедшие испытание войной, и сыграли решающую роль в создании Высоцким военных песен. Но этим выводом автор книги не ограничивается, он ищет новые факты и аргументы в раскрытии темы.

Весьма значимо мнение театрального критика Натальи Крымовой, ставшей автором первой прижизненной публикации о Высоцком в 1968 году: «Для многих это кажется необъяснимым: почему поэт, чья личная память не могла хранить впечатлений и потрясений военного времени, так упорно, настойчиво и постоянно возвращался к теме, уже ставшей исторической? Может быть, дело в особенностях характера, в том, что Высоцкий любил все «военное» - скажем, военную дисциплину, атмосферу боев и парадов?». 

Еще больший интерес вызывает рассказ актера театра и кино, режиссера Игоря Пушкарёва: «На съемках кинофильма «Живые и мертвые» писатель Константин Симонов рассказывал, что значил для нас 41-й год, и как люди в бою себя ведут. Симонов объяснил, что не было патетики, а был кошмар, ад. Для Высоцкого этот разговор имел в дальнейшем очень большое значение при написании военных песен».  

А актер и друг Высоцкого Геннадий Ялович рассказал, как рождалась песня «Про Сережку Фомина» и какой она произвела эффект. Писатель, литературовед Андрей Синявский раскрыл секреты песни «Все ушли на фронт». Вторая жена Высоцкого Людмила Абрамова поведала о песне «Ленинградская блокада». Также речь идет о произведениях, вошедших и не вошедших в кинофильм «Я родом из детства», о спектакле «Павшие и живые», о кинофильме «Война под крышами» и еще о многом другом, что вошло в творческое наследие всенародно любимого поэта и певца.

Признаюсь, после прочтения первой книги «Высоцкий о войне» Виктора Куликова появилось большое желание послушать песни великого мастера, так вдохновенно и правдиво писавшего о Великой Отечественной войне и ее героях. И спасибо за это автору, который справился со своей задачей также творчески вдохновенно, правдиво и с любовью.