ТЕЗИСЫ О СОСТОЯНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСКОГО АППАРАТА ВС РФ

Создать: 01/23/2021 - 19:48

В ВС РФ опять хотят возродить в полном объеме окружные и флотские газеты: обновить базу, увеличить штат и т. д.

Влад ШурыгинСтатья Владислава Шурыгина - писателя, публициста, посвятившего себя анализу современных военных конфликтов.
Выпускника Львовского высшего военно-политического училища (факультет журналистики).
 
Из аналитической справки 2014 г.
 
После громких отставок и разоблачений бывшего военного руководства российское военное ведомство крайне нуждается в выстраивании нового положительного образа, но проблема в том, что за последние четыре года в результате целого ряда ошибочных решений Министерство Обороны РФ практически полностью утратило возможность информационного воздействия на российское общество, и не имеет эффективного информационно-пропагандистского аппарата, способного справится с этой задачей. Сегодня наиболее действенным каналом доведения информации о том, что происходит в Вооружённых Силах России является телевидение, интернет и федеральные газеты. 90% военной информации и новостей о ВС РФ россияне получают из федеральных СМИ.
В конце 80-х годов прошлого века для решения аналогичной проблемы объективного информирования граждан СССР о процессах происходящих в ВС СССР был создан отдел военных корреспондентов при ГЛАВПУРе ВС СССР. Лучшие военные журналисты были направлены в центральные советские газеты и журналы в качестве военных корреспондентов и это привело к появлению целой плеяды известных военных журналистов, которые, фактически, вытащили на себе всю тяжесть информирования общества о процессах проходивших сначала в ВС СССР а потом и в ВС РФ. Главным результатом их работы стало то, что более 75% россиян в 1999 году назвали Российскую Армию главным гарантом национальной целостности и суверенитета.
К сожалению, в период с 2008 года по 2012 год число россиян разделяющих эту точку зрения сократилось почти на четверть.
Необходимо вернуть доверие общества своим Вооружённым Силам. Но повторить опыт 80-х годов с открытием военных отделов в ведущих СМИ не представляется возможным т.к. большинство крупных СМИ находится в частных руках и их хозяева едва ли потерпят у себя «чужаков» из военного ведомства. В этих условиях было бы полезным провести «рейтингование» СМИ и журналистов, пишущих на военную тематику, с целью определения СМИ и журналистов с самым высоким уровнем доверия общества. После чего на базе «Общественного совета», который сегодня носит фактически чисто номинальный представительский характер создать ассоциацию военных журналистов, в которой объединить наиболее авторитетных и рейтинговых журналистов. Что бы это объединение приобрело вес и стало «рабочим инструментом», учредить в рамках ассоциации не менее десяти ежемесячных стипендий для молодых журналистов пишущих на военную тему в региональных и федеральных СМИ. Кроме этого, учредить ежегодную журналистскую премию в номинациях:
«Военный репортёр года» 3 степеней (для федеральных и региональных СМИ)
«Военная программа года» 3 степеней (для федеральных и региональных студий ТВ)
«Правда и мужество» - почётная премия лучшим военным журналистам
Предложить выработать в рамках ассоциации этический кодекс военного журналиста, и как следствие аккредитацию при ассоциации журналистов, пишущих на военную тему. Определить порядок взаимодействия официальных пресс-службы МО РФ, а так же родов и видов с журналистами аккредитованными при «ассоциации»
Сегодня существует целое направление военной литературы – «афганская проза», «чеченская проза», литература «горячих точек», при этом Министерство обороны все эти годы никак не взаимодействовало с писателями, при том, что рейтинг доверия к военной литературе исключительно высок и для поднятии престижа армии и военной службы один писатель масштаба Юрия Полякова или Захара Прилепина может сделать больше чем крупное пиар-агентство с многомиллионным годовым бюджетом.
Необходима поддержка молодых военных писателей.
Например есть смысл учредить 1-2 степендии для студентов Литературного института, пишущих на военную тему. Нужна военная литературная премия. Нужны ежегодные «гранты» от Министерства обороны для уже известных военных писателей, для работы над литературными проектами и сценариями.
Очевидно, что существующий холдинг военной прессы под эгидой газеты «Красная звезда» не справляется со своими функциями. Он не способен ни эффективно противостоять информационным атакам на военное ведомство, ни как-либо реально воздействовать на военнослужащих, оставаясь для большинства из них на самой периферии внимания. Сегодня вся военная пресса фактически «ужалась» до исчезающего мизера.
В определённой степени военная тема присутствует на телеканале «Звезда», но и здесь, кроме нескольких новостных выпусков никаких других актуальных информационных передач и программ нет. Ни военных ток-шоу, ни военно-политической аналитики, ни выстроенной пропаганды ВС РФ. Фактически, канал просто «паразитирует» на советском военно-патриотическом кино и документалистике. При этом, за форматом телеканала осталась целая плеяда талантливых военных журналистов, которые успешно работали на федеральных каналах, создавали рейтинговые программы и передачи.
Попытки предыдущего руководства решать проблемы выстраивания имиджа ВС РФ с помощью примитивных пиар-проектов в стиле выборных пиар-компаний 90-х годов прошлого века, привели лишь к бессмысленным тратам на поднайм второсортных PR-компаний, которые сложнейшие вопросы информационного противоборства пытались решать примитивным пиар-акциями и отчитывались лишь количеством зарегистрированных акаунтов в блогах, «накрученными» цифрами их посещаемости и парой «раскрученных» в блогосфере имён.
Необходимо отдавать себе отчёт, что сегодняшнее российское общество крайне чувствительно к любым попыткам «пропаганды в лоб» - директивного навязывания той или иной точки зрения на события и факты. Российское общественное мнение «субъектно» - степень доверия к информации во многом зависит от того, кто доносит эту информацию, каков рейтинг доверия того или иного «субъекта» СМИ.
В результате этого сегодня десять наиболее авторитетных журналистов и обозревателей сегодня фактически формируют взгляд общества на Армию. И это объективная реальность.
В рамках новой информационной политики необходима серьёзная реформа информационно-пропагандистского аппарата МО РФ. Кроме уже упомянутых выше предложений, необходима концентрация под эгидой Министерства Обороны РФ наиболее авторитетных независимых СМИ военно-патриотической направленности. Сегодня, кроме ведомственных СМИ военной и около военной тематикой занимается несколько «глянцевых» журналов. Наиболее известные из них: «Солдат удачи», «Братишка», «Арт оф Вар», «Мужская работа». Военная тема эпизодически присутствует и в части «мужских» журналов. Таких как «Медведь», «ОС)», «Мен» и многие другие.
Стоит так же упомянуть целую группу оружейных журналов, которые занимаются освещением оружейной тематики и проблем ВПК: «Мастер Ружьё», «Прорез», «ВПК».
Каждая из этих групп изданий имеет своих постоянных читателей, но ни одно из них, кроме «мужских» журналов, не издаётся тиражом более чем 5-7 тысяч экземпляров, что свидетельствует о довольно ограниченной ёмкости читательской аудитории.
Анализ этой медийной группы позволяет сделать несколько выводов:
Военная тема была и остаётся чётко выраженным, но узко специфическим направлением общественного интереса. В широком смысле это направление можно выразить как направление «милитари», включающее в себя как чисто военную тематику, так и военно-историческую, оружейно-техническую, военно-прикладную, военно-спортивную и военный «фэшн» -моду на армейский стиль в одежде, аксессуарах, и т.п.
Военно-ветеранская тема так же сегодня активно осваивается «ветеранскими» изданиями «Солдат удачи», «Братишка», «Арт оф Вар». Конкуренция с ними за очень небольшой сегмент ветеранской читательской аудитории так же лишена перспективы.
Военно-историческая тема имеет постоянный читательский интерес и довольно широкую аудиторию, но и эта тема сегодня активно разрабатывается издателями. В силу специфики она больше осваивается книжными издательствами, но и военно-исторические журналы и вкладки имеют свою аудиторию. Издание ещё одного военно-исторического журнала не имеет смысла, но работа с военно-историческими темами, безусловно, перспективна.
При этом аудитория «военных консерваторов» - людей имеющих или имевших в разное время отношение к силовым структурам и сохраняющих державно-консервативные убеждения составляет от 7 до 10 миллионов. И эта аудитория сегодня не имеет ориентированных на неё изданий.
Подводя итог, стоит сказать, что сегодня на медиа рынке практически отсутствует сегмент информационно-аналитического издания, имеющего своим направлением освящение проблем безопасности, военной политики, военной реформы, военной истории с позиции патриотизма и державности. Издание журнала, специализирующегося на проблемах армии, с включением в него военно-исторического сегмента могло бы занять свободную медийную нишу и в обозримой перспективе быть признанным читательской аудиторией.
СПРАВОЧНО:
Работу средств массовой информации (СМИ) в ВС США курирует помощник министра обороны по связям с общественностью (гражданское лицо), на которого замыкается управление по связям с общественностью министерства обороны США. В состав данного управления входит отдел военной информации, состоящий из секций новостей о жизни вооруженных сил, новостей министерства обороны, радио- и телевещания. На управление общественных отношений МО США замыкаются службы общественных отношений (информации) и информационные центры видов ВС, пресс-служба МО, служба радио- и телевидения ВС.
В настоящее время в США выходит более 1400 периодических военных изданий, в т.ч. ок.400 журналов и св.1000 газет с разовым тиражом более 12 млн.экз. Министерство обороны США издает 22 журнала, в основном для внутреннего пользования, наиболее известным из которых является издание управления по связям с общественностью МО США "Commander's Digest". Министерства видов вооруженных сил издают соответственно: сухопутных войск - 13, ВВС - 38 и ВМС - 27 журналов. Крупнейшие из них - журналы "Soldiers" (сухопутные войска), "Airman" (ВВС) и "All hands" (ВМС), тираж каждого из них- св.100 тыс. экз.
Объединенные командования ВС США в зонах, объединения, соединения и отдельные части (вплоть до бригады) издают свои газеты. Крупнейшей газетой такого рода является "Stars and stripes" с тиражом св. 150 тыс.экз. и имеющая два издания: соответственно для личного состава ВС США в Европейской и Тихоокеанской зонах. Газеты объединений, соединений, частей и кораблей (т.н."полевая печать") выходят 2-3 раза в неделю тиражами из расчета 1 экз. на 2-3 военнослужащих.
Целый ряд изданий выпускается военно-учебными заведениями ВС США и находящимися на их базе научно-исследовательскими центрами, в т.ч. и официально не относящимися к государственным. Наиболее крупные из них: "Military review" (издается командно-штабным колледжем сухопутных войск), "Armor" (школа бронетанковых войск), "Infantry" (центр подготовки сухопутных войск), "U.S.Naval institute Proceedings"(негосударственный Военно-морской институт США при военной академии ВМС в Аннаполисе) и др.
Свои издания имеют и т.н. добровольные ассоциации видов ВС и родов войск, объединяющие в своих рядах как кадровых военнослужащих, так и всех когдалибо служивших в ВС граждан. К ним относятся, в частности, журналы "Army"(ассоциация сухопутных войск), "Air Force magazine" (ассоциация ВВС), "Sea Power"(лига ВМС), "Marine Corps gazette"(ассоциация корпуса морской пехоты) и др.
Еще целый ряд военных изданий выпускается по контракту с МО США гражданскими издательствами. Крупнейшим из них является частное издательство"Таймс джорнэл кампани", издающее еженедельник "Defense news" и три еженедельные газеты для видов ВС США в двух вариантах (европейском и тихоокеанском): "Army Times", "Air Force Times" и "Navy Times".
ВС США обладают развитой радио- и телевизионной сетью, представленной службой радио- и телевидения ВС США. AFRTS контролирует св.200 радио- и более 80 телевизионных наземных станций, расположенных в США и других странах, где находятся американские войска. Кроме этого, еще порядка 70 радиостанций и телевизионных систем имеется на борту кораблей ВМС США. Радиовещание ведется в основном в СВ и УКВ диапазонах (в ВМС в КВ-диапазоне), а телевидение представлено главным образом спутниковым и кабельным. Штаб-квартира AFRTS размещается в г. Сан-Вэлли (штат Калифорния), а ее филиалы размещаются при штабах группировок американских ВС по всему миру (примерно в 30 странах).
Крупнейшим таким филиалом является радио-телевизионная сеть ВС США в Европе (AFN) со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). AFN располагает 24 радио передатчиками, 10 телецентрами и 105 телестудиями и ретрансляторами. Штат AFN - 200 человек. Аналогичные, но менее крупные отделения AFRTS, имеются в группировках американских войск в Японии, Южной Корее, на Ближнем Востоке, в Карибском бассейне, на Аляске и в Гренландии. Кроме того, деятельность AFRTS дополняется работой примерно 600 гражданских коммерческих радио- и телецентров, передающих в соответствии с заключенным с МО США контрактами программы, подготовленные военными журналистами"