Создать: 04/04/2014 - 12:41
Гостем очередного выпуска программы «Военный совет» на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканала «Звезда» стал начальник Управления культуры Минобороны России Антон ГУБАНКОВ.
– Антон Николаевич, нынешний год – Год культуры в России, что естественным образом касается и Вооружённых Сил страны. Как сейчас, особенно на фоне всех политических событий, работает Управление культуры, какие можно подвести итоги, что планируется…
– Напомню, что наше управление было создано директивой министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу в марте прошлого года. О том, что удалось сделать за это время, за год, можно рассказывать долго.
Год культуры в Вооружённых Силах стартовал в Центральном академическом театре Российской Армии, где состоялся концерт Центрального оркестра Минобороны России под управлением начальника военно-оркестровой службы Вооружённых Сил РФ – главного военного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России генерал-лейтенанта Валерия Халилова.
Только что я вернулся из Республики Тыва, где мы подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с министром культуры Тывы Вячеславом Октябровичем Донгаком. Это очень важное и нужное дело. Договорились об организации совместных выставок Национального музея Тывы и Центрального музея Вооружённых Сил России. О выставке в Тыве картин знаменитой Студии военных художников имени М.Б. Грекова, о визите художников в Тыву и Хакасию. Шла речь и о выступлениях Центрального военного оркестра. Отмечу, что в рамках подписания соглашения о сотрудничестве в Кызыле, столице республики, с огромным успехом прошли два концерта Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова. Отмечу, что мы уже успели обсудить проекты совместного выступления тувинских мастеров горлового пения, Народного хора Тывы и артистов Ансамбля Александрова, участия творческих коллективов Минобороны России в торжествах, посвящённых 100-летию единения Тывы и России.
Важно, что такое же соглашение о совместной работе уже подписано и с министерством культуры Республики Хакасия. В ближайших планах подписание соглашений с Республикой Крым, с Санкт-Петербургом, Ярославской областью и рядом других субъектов Российской Федерации.
– Это новая форма работы в армейской культуре – подписание соглашений о культурном сотрудничестве?
– Да, такое происходит впервые. Это даст и уже даёт нам возможность очень эффективного взаимодействия, своего рода коммуникативного моста между армией – до последнего времени весьма закрытой структурой и гражданским обществом, гражданскими культурными институциями. Ведь через взаимодействие с творческими союзами, гражданскими культурными организациями, через реализацию разного рода интересных совместных программ мы открываем народу, обществу Вооружённые Силы.
Недавно прошёл финал Юношеских игр КВН на Кубок министра обороны РФ. Напомню, что ранее уже создана система взрослых игр КВН и в конце прошлого года курсанты всех высших военных учебных заведений России приняли участие в играх. И вот теперь мы в довузовских учреждениях организовали такие же игры. Финал прошёл в Театре Российской Армии, это зрелище было феерическим, мы имели дело с абсолютно новым поколением. Вот это важно. Были достаточно острые шутки, и ребята чувствовали себя вполне свободно на сцене. Таким образом, создана система КВН в армии. Мало того, мы в конце этого года выступили с инициативой проведения КВН среди команд армий стран–участниц СНГ.
Что ещё можно отметить из недавних событий на нашем культурном фронте? Могу доложить, что Ансамбль Александрова на днях вернулся после триумфальных гастролей из Крыма. Артисты выступали в Симферополе, Ялте и Севастополе. Это было поистине символично. Люди просили: приезжайте ещё, нам это очень нужно! И скоро этот замечательный коллектив снова будет в Крыму. В начале мая мы устанавливаем в Севастополе памятник адмиралу Дмитрию Николаевичу Сенявину. Это работа военных художников знаменитой Студии М.Б. Грекова. Памятник будет установлен в ознаменование 70-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В плане исторической преемственности, сохранения традиций мне это кажется крайне важным.
Если вернуться к вопросу о такой новой форме работы в области армейской культуры, как подписание соглашений, то могу доложить, что совсем недавно Управление культуры подписало соглашение о взаимодействии с крупнейшими российскими библиотеками, в том числе с Российской государственной библиотекой искусств, Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы имени М.И. Рудомино. Взаимодействие со знаковыми библиотечными институтами, несомненно, даёт нам возможность дополнительного развития. Здесь речь идёт и об обмене резервными фондами, о пополнении наших книжных фондов, о поддержке в плане повышения квалификации, развитии мультимедийных технологий и так далее. И уже есть конкретные результаты. Например, библиотека Рудомино передала библиотеке нашего Культурного центра на Суворовской площади столицы 2,5 тысячи книг, которые разошлись по воинским библиотекам. Возможно, ещё 2,5 тысячи книг мы отправим в наш Дом офицеров в Севастополе. Примером взаимодействия с гражданскими учреждениями культуры может служить сводный концерт нашего Центрального военного оркестра и Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана в Концертном зале Чайковского. В декабре прошлого года был совместный концерт бигбэнда Центрального военного оркестра и оркестра Олега Лундстрема. Это был своеобразный пролог к фестивалю, который мы наметили на осень. Это будет первый фестиваль армейских бигбэндов. Такого ещё никогда не было в армии.
– А сколько бигбэндов всего в Вооружённых Силах?
– В каждом хорошем оркестре есть свой бигбэнд. И у нас есть очень сильные коллективы, просто они не на виду. Но джазовая культура тем не менее есть, и мы стремимся, конечно, её поддержать.
Безусловно, это далеко не весь перечень мероприятий, которые у нас проходят. Я не упомянул о выставке, посвящённой Гимну России, в Музее музыки в Москве. Мы принимали активное участие в её формировании. Например, наш Музей артиллерии инженерных войск и войск связи предоставил огромное количество экспонатов. И мы активно и охотно участвуем в таких межмузейных мероприятиях.
Напомню, что нашему Управлению культуры исполнился всего лишь год. Ещё недавно у нас не было ничего – ни здания, ни полного штата. И вот волей министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу при поддержке статс-секретаря, заместителя министра обороны Николая Александровича Панкова и Главного управления по работе с личным составом Управление культуры уже работает в комфортных условиях. К нам пришло много достойных людей, в том числе из Министерства культуры РФ. Мне очень приятно, что уже никто не задает вопрос: а зачем было создавать такое Управление культуры? Потому что всем понятно: современное вооружение – это одно, а боевой дух, патриотизм, готовность к самопожертвованию можно воспитать только культурой. Главное, найти правильный баланс.
– А кому сейчас принадлежат материальные объекты культуры? Например, Екатерининский дворец, то есть Центральный дом Красной, потом Советской, потом Российской армии?
– Теперь это Культурный центр Вооружённых Сил. Могу сказать, что все знаковые учреждения военной культуры находятся в прямом ведении нашего управления. Культурный центр, Центральный академический театр Российской Армии, Студия военных художников имени М.Б. Грекова, Центральный музей Вооружённых Сил, Академический ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова... Недавно нам переданы ещё три очень крупных учреждения культуры – это Военно-морской музей в Санкт-Петербурге, Музей артиллерии инженерных войск и войск связи и совершенно уникальная Центральная военно-морская библиотека. Это не просто учреждения культуры. Мы считаем, что это методические центры, и мне кажется, что за прошедший год мы привнесли некое движение, новую динамику в творческую составляющую армейской жизни. Кроме того, удалось решить ряд очень серьёзных вопросов. Главное, мы перевели наши центральные учреждения, первые 24 – самые знаковые, в разряд бюджетных, потому что до этого они были казёнными.
– Казённая форма сказывалась на деятельности учреждений культуры?
– Несомненно. Сейчас мы завершаем все организационные мероприятия при поддержке наших коллег из Главного управления по работе с личным составом во главе с его начальником генерал-майором Михаилом Вячеславовичем Смысловым. Мало того, могу сказать, что Студия военных художников имени М.Б. Грекова стала вообще автономным учреждением культуры, что открыло максимальную свободу для работы. Для армии это серьёзный организационный прорыв.
– Скажите, а Екатерининский парк тоже находится в вашем ведомстве?
– Нет, он принадлежит Москве. Там, правда, есть ряд наших объектов, в частности совершенно уникальный планетарий, с камерным пространством, где чувствуешь себя очень комфортно. Недавно он получил в подарок новейшее оборудование. Планетарий необходимо лишь обновить в плане инфраструктуры, сделать небольшой ремонт, поставить новые кресла.
О чём ещё хотелось бы сказать? У нас увеличена штатная численность ряда учреждений, и работа в этом направлении продолжается. Это очень важно. Дорогого, например, стоит увеличение штатной численности – на 40 человек – Ансамбля Александрова. Ведь до того штат постоянно урезали. Но здесь тот случай, когда масштаб и качество взаимосвязаны.
Хотел бы отметить, что решением министра обороны созданы два филиала Центрального музея Вооружённых Сил. Это Музей военной формы одежды в Подмосковье и Музей истории ВДВ в Рязани. Вероятно, теперь будет и филиал Центрального музея Вооружённых Сил РФ в Крыму – Музей фортификационных сооружений. Решением министра обороны возрождаются ансамбли песни и пляски. К сожалению, часть из них была утрачена, часть, как мы говорим, «спрятана» в войсковых частях и соединениях. Скоро начнут свою работу четыре ансамбля, соответствующие организованные процедуры должны завершиться в этом году. Это ансамбли ВДВ, ВВС, РВСН и Железнодорожных войск.
– Такое ощущение, что ваше управление нынешний Год культуры начало уже давно – с момента появления…
– Рассказывать о том, что уже сделано, повторюсь, можно много. Есть позитивные сдвиги и в отношении военных театров. На днях издан приказ министра обороны, связанный с главным театром Армии. Раньше все остальные театры считались его филиалами, и многое в этом плане не было до конца продумано. Возникли неудобства для их работы. А сейчас они получили наконец возможность нормально развиваться. Кстати, в конце прошлого года мы провели фестиваль драматических театров Вооружённых Сил РФ «Звёздная маска» в ЦАТРА.
– А сколько у нас военных театров?
– Шесть, включая Центральный академический театр Российской Армии. Сейчас в ЦАТРА мы проводим Год молодой режиссуры. Нужны интересные творческие идеи. И с помощью Валерия Владимировича Фокина, нашего знаменитого режиссёра, директора и руководителя Александринского театра, мы начали работу в этом направлении. Кроме того, объявили конкурс на лучшее драматическое произведение на тему «Армия России: война и мир». Ведь нельзя формально подходить к празднованию 70-летия Победы. Уже есть предложенные на конкурс весьма интересные работы.
Сейчас мы выполняем поручение министра обороны, которое можно назвать знаковым: занимаемся организацией премии Минобороны в области культуры. Думаю, что в этом году объявим номинации и условия её получения.
Когда речь идёт о развитии культуры в Вооружённых Силах, мы сталкиваемся с большим количеством материально-технических вопросов и проблем, которые сейчас решаем. Дорабатывается, например, программа реновации наших театров. Часть из них находится в очень тяжёлых условиях, требуется ремонт зданий и т.п. При поддержке Руслана Хаджисмеловича Цаликова, заместителя министра обороны, мы эти проблемы обязательно решим.
– Вы подробно говорили об армейской культуре, так сказать, на федеральном уровне, коснулись флотской, окружной. А что происходит сегодня на уровне воинских частей?
– К сожалению, за последние 3–4 года количество учреждений культуры в армии уменьшилось в три раза. Это большие потери. Но многое порой связано с объективными процессами. С сокращением армии, передислокацией воинских частей, с передачей муниципалитетам военных городков. Сейчас мы разработали типовые военные городки, где предусмотрено всё на высочайшем уровне, там будут и культурно-досуговое учреждение, и спортивные объекты. У нас в России сейчас действуют более ста Домов офицеров разного уровня. Сейчас более двадцати из них мы приводим в порядок, делаем косметический, капитальный ремонт, переоборудование. Эти вопросы курируют мои коллеги из Главного управления по работе с личным составом. Есть ещё одна проблема, о которой нельзя не сказать. Это кадры. Сейчас мы ставим вопрос о том, чтобы в некоторых высших военных учебных заведениях все-таки возобновить их подготовку. В слове «идеология» ничего неприемлемого не вижу. Идеология наша сейчас базируется на истории, культуре, традициях, подвигах – на духовных началах.
Культура – понятие широкое. Армии необходимо морально-психологическое обеспечение повседневной жизни. И здесь культурно-досуговая работа так или иначе с ним пересекается.
Автор Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».