ЖИЗНЕННАЯ ПАЛИТРА ХУДОЖНИКА ПАВЛА БОЙКО

Создать: 10/10/2019 - 15:47
Новая книга художника Павла Бойко

Вышла в свет новая книга заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Павла Бойко «От хуторов до Вашингтона».

Художника Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, капитана 1-го ранга Павла Платоновича Бойко прекрасно знают не только в центральных военных учреждениях культуры. Его имя на слуху во всем творческом сообществе отечественных художников. И это не случайно. Достаточно сказать, что большой личный вклад, который внес живописец в развитие российской культуры, высоко оценен – он избран почетным членом Российской академии художеств.

Каков этот вклад? В данном случае не хочется обращаться к скупым строкам каких-то официальных характеристик. Ответ на этот вопрос в немалой степени можно найти именно в новой книге замечательного художника. И не только об этом идет речь в повествовании.

Сегодня каналы телевидения в качестве модных брендов заполонили передачи, ставящих своей целью заглянуть «за кулисы» и раскрыть внутренний мир звезд эстрады, знаменитых актеров театра и кино, писателей. В нашем случае «за кулисы» никуда не нужно заглядывать – жизнь человека и его творчество как на ладони. Но, в отличие от шумных, навязчивых видеосенсаций, рассчитанных на массового зрителя-обывателя, свою книгу воспоминаний заслуженный деятель искусств Российской Федерации Павел Бойко посвятил узкому кругу читателей, как отмечает автор, – близким ему людям: родным и друзьям, с которыми многие годы шел рука об руку, преодолевая на этом пути возникающие преграды, решая сложные задачи и радуясь достигнутым успехам. Именно так сказано в предисловии.

Надо признать, что в типографии «Медиаколор» изрядно потрудились над дизайном издания (но особых слов восхищения заслуживает работа художника ЦДРА Александра Владимировича Кабина). Достаточно сказать, что внешний вид обложки, который, как правило, должен передавать общую идею книги, здесь не только сразу привлекает внимание, но и, пожалуй, создает некую интригу: на приятном зеленоватом фоне в золотистой рамке создан коллаж впечатляющих иллюстраций. Взору предстают и старинные соборы, и деревенская мельница, и крестьянская семья, отправившаяся в путь на телеге. Венчает картину величественный храм. Рядовому читателю не понять эту символику. А вот знатоки творчества Павла Платоновича Бойко точно определят, что эти изображения – темы картин живописца, если точнее, нашедшие отражение странички биографии живописца.

С удовольствием переворачиваешь страницы качественной мелованной бумаги, где текстовой материал украшают многочисленные иллюстрации. Автор, как добрый хозяин, радушно приглашает нас в свой дом, личный мир, доверяя знакомство со многими потаенными страницами своей биографии и истоками зарождения своего творчества – творчества маститого художника.

Уже первые строки повествования переносят в Украину, тогда еще благодатную, счастливую советскую республику. Место действия – Черкасская область, Жашковский район. Основатель родного села Конельские Хутора, по преданию, – казак Бойкий. Не стоит удивляться тому, что и половина жителей села носит фамилию Бойко.

Павел Платонович, помимо того, что, как известно, является вдумчивым собеседником, – великолепный рассказчик. Причем освещая какую-нибудь тему, пусть даже самую скучную, заскорузлую, обязательно подаст ее так, что невольно ею заинтересуешься. В книге же сами темы миниатюр (миниатюры объединены в главы) и их названия, как, к примеру, «Новая хата», «Стишок», «Мой брат женился», «Посиделки», «Кино», сразу привлекают внимание. А повествование в исполнении автора сродни публикациям под известными газетными рубриками «Тайны истории» или «Клуб любознательных».

Именно в такой увлекательной манере, хорошим литературным языком в главе «Корни», как, впрочем, и во всей книге, ведется рассказ о детстве, жизненном укладе и достопримечательностях родного села, вхождении во взрослую жизнь будущего художника.

Военных читателей, безусловно, заинтересуют армейские годы и период творческой деятельности Павла Платоновича. Глава, которая их объединяет (иначе и быть не может), так и называется «Армия». Поражаешься, с какой теплотой, любовью автор пишет о сокровенном, в то же время находит место и для легкого юмора. Именно так он рассказывает, как дважды призывался на военную службу. Как живо откликнулся на подсказку родного брата Василия о наборе во Львовское высшее военно-политическое училище, о бесценной помощи замполита батальона, чудом выбившего для него, молодого солдата, направление для поступления вуз. Или о том, как на вступительных экзаменах сдавал «физо» за знакомого абитуриента.

А теплотой и любовью наполнены строки о самом ЛВВПУ. Прославленное училище дало дорогу в армейскую жизнь многим известным выпускникам, которые потом возглавили центральные военные учреждения культуры: ЦДРА, ЦАТРА, Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Ансамбль песни и пляски имени А.В.Александрова, Студию военных художников имени М.Б.Грекова и другие.

Павел Платонович обладает удивительной памятью, поэтому, рассказывая о годах офицерской службы, он точными образными, порой забавными мазками воспроизводит атмосферу в военной среде 70-х годов прошлого века в Закарпатье, куда получил первое назначение, в Германии, где клуб под его началом стал передовым в армии ГСВГ, в Москве, где по замене возглавил офицерский клуб Военной академии химической защиты, в котором выступали Владимир Высоцкий, Лев Лещенко, Майя Кристалинская, Любовь Полищук, известные писатели и ученые. Хорошо помнит он и обстоятельства, когда стал моряком и впервые сразил командование творческим мастерством художника.

Богатая армейская биография Павла Бойко вместила в себя разноплановую службу в Главном политическом управлении Советской Армии и Военно-Морского Флота, познавательную, но и непростую поездку в составе делегации в США (именно тогда американцы по достоинству оценили его известную картину «Крейсер «Минск»), плодотворные контакты с военными Чехословакии, Голландии, оказание творческой помощи руководству воюющего Ливана и одну из значимых страниц – работу в Студии военных художников имени М.Б.Грекова.

По признанию Павла Платоновича, войти в состав легендарной Студии, носящей имя художественного летописца Первой конной армии С.М.Буденного Митрофана Борисовича Грекова, было его давней и заветной мечтой. А он не просто вошел, а возглавил ее в 1991 году. Как известно, это был очень сложный период, когда Вооруженные Силы попросту обнищали и, соответственно, Студия находилась в критическом материальном положении. Доходило до того, что начались перебои с выдачей зарплаты сотрудникам. И капитану 1-го ранга Бойко пришлось оперативно проявить недюжинные способности для спасения прославленного учреждения культуры.

Недаром говорят, талантливый человек талантлив во всем. Павел Платонович тогда с успехом выступил в роли предприимчивого руководителя. И в качестве экстренных мер использовал звонок из Германии и контакты с известным фармацевтическим магнатом, являвшимся крупным коллекционером живописи. Тот был очень заинтересован в сотрудничестве со Студией Грекова и приобретении картин ее художников. Переговоры с коллекционером завершились редкой удачей: на состоявшемся в Гамбурге аукционе были проданы 60 работ художников-грековцев, в том числе полотна Бойко – «Храм Василия Блаженного» и «Экспедиция Христофора Колумба». Понятно, что таким образом удалось заметно поправить финансовое положение Студии.

Последующие миниатюры подтверждают известную истину, что должность рулевого знаменитого учреждения культуры – это отнюдь не сахар. Ее характер напоминает состояние дремлющего вулкана, чье пробуждение трудно предсказать. Вот и Павел Платонович, будучи на протяжении более семи лет начальником Студии, постоянно находящейся в центре внимания общественности Москвы, военного ведомства, да и всей России, руководя творческим и производственным процессами в коллективе (умудрился во времена безденежья произвести ремонт в помещениях Дома на улице Советской Армии), глубоко вникал во все тонкости взаимоотношений и с партнерами, и еще больше с вышестоящим начальством. Порой приходилось отстаивать справедливость в горячих спорах на творческую тему с самим мэром столицы Ю.Лужковым, давать отпор зарвавшимся чиновникам тогдашнего руководства Минобороны, явно злоупотреблявшим своим служебным положением.

Драматичным у капитана 1-го ранга Бойко получилось и увольнение в запас. И опять же свою руку к этому приложили «вершители судеб» из военного ведомства. Но нужно знать Павла Платоновича – проявил тогда себя достойнейшим образом: в истории, связанной с написанием копии картины Н.Овечкина «А.С.Пушкин», недруги были посрамлены и уличены в творческой некомпетентности, а он отстоял свое доброе имя художника.

Да, жизненные коллизии нанесли моральный вред, но не деморализовали творца. Напротив, его имя зазвучало все громче. Об уровне художественного мастерства и творческой зрелости «запасника» Павла Бойко свидетельствует, к примеру, эпизод с написанием картины «Курская битва. Уроки истории». 

Картину по предложению представителя России в штаб-квартире НАТО генерал-полковника Виктора Михайловича Заварзина он готовил для Королевского музея армии и военной истории Бельгии, который хотел бы иметь в своей экспозиции работы авторов стран коалиции: России, Англии, Франции и США, с отражением их взгляда на войну с современных позиций.

В Брюссель, как и планировалось, художник летел с начальником Центрального музея Вооруженных Сил Александром Константиновичем Никоновым. При встрече выяснилось, что бельгийцы жаждали увидеть в российском полотне ужасы войны через события 1941 года, когда наши войска отступали к Москве. И встретили решительное несогласие со стороны Бойко, который, в свою очередь, предложил отобразить штурм Рейхстага. В конце концов пришли к компромиссному варианту – создать произведение о переломе в ходе войны, а именно о Курской битве.

Особая речь о концепции картины. Она давалась трудно, но все решилось в один прекрасный день, когда в Центральном Доме Российской Армии Павла Платоновича попросили провести экскурсию по выставке картин художников-грековцев для военных атташе иностранных государств. В ходе экскурсии художник живо представил план будущего полотна: офицеры разных стран у картины «Курская битва» размышляют о современных проблемах мира. Рядом – в инвалидной коляске ветеран Великой Отечественной войны вместе с внуком. Чуть поодаль – немецкий военнослужащий внимательно изучает детали картины… В ходе общественного представления картины в ЦДРА, где, к слову, присутствовал министр обороны Бельгии, эксперты Минкультуры России заслуженно отметили ее высокие художественные достоинства.

Почему столь подробно об этом говорю? Здесь автор книги проявил себя как мастер миниатюры, умело выстроенной в психологическом плане. И читается она легко, увлеченно. Без всякого пафоса, невольно проникаешься чувством гордости за наш российский народ, в котором не перевелись чудесные таланты-самородки, сильные духом и истинным патриотизмом, способные выразить свое мировоззрение, отношение к окружающему миру изысканным художественным языком.

Сегодня Павел Платонович Бойко трудится и творит в стенах Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе, которому также посвятил страницы книги. Его усилиями создана художественная галерея начальников ЦДРА за всю его историю. Без его участия не обходится ни одно открытие картинных экспозиций, которыми всегда славилось центральное военное учреждение культуры. Его картины являются украшением практически всех культурно-массовых мероприятий. Сотрудники и гости Дома на Суворовской площади с удовольствием знакомятся и с работами его персональной выставки, которая постоянно обновляется и заставляет восхищаться. Кстати, репродукции многих из них нашли место в приложении к книге.

Скажу больше, картины почетного члена (академика) Международной академии творчества, члена Союза художников России, заслуженного деятеля искусств России художника-мариниста экспонируются в Центральном музее Вооруженных Сил РФ, Государственной Думе РФ, Музее Морского флота Германии в Гамбурге, Центральном музее Морских Сил США в Вашингтоне, в известном нам Брюссельском королевском музее военной истории Бельгии, Галерее Русского искусства в Претории (ЮАР) и многих других странах.

В заключение отмечу: с выходом этого издания автор прекрасно справился с поставленной перед собой задачей: оставить память о себе потомкам, рассказать о страницах своей жизни родным и близким ему людям. Книга получилась интересная, познавательная и поучительная. И еще. Конечно же, очень хочется увидеть ее продолжение. Поэтому пожелаем Павлу Платоновичу Бойко крепкого здоровья и новых творческих достижений!

Александр ВОСТРИКОВ.