20 ЛЕТ СПУСТЯ...

Создать: 07/08/2011 - 14:15

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда» 5 Апреля 2011 года. В истории военной журналистики особое место занимает бывшая кузница кадров для флотской и армейской прессы - Львовское высшее военно-политическое училище. А летом этого года исполнится ровно 20 лет единственному дальнему походу курсантов этого вуза на учебном корабле вокруг Европы.

Perekop.jpg Львовяне во время похода летом 1991 года у берегов Греции.

Ни до этого, ни тем более после курсанты-львовяне не ходили в подобные учебные плавания. Конечно, многие из них, уже став офицерами, совершали, да и продолжают совершать дальние походы на различных кораблях российского ВМФ. Но тот поход, состоявшийся с июля по август 1991 года на УК «Перекоп», был единственным в истории училища. Участником того похода довелось быть и мне.

Вместе со своими товарищами - курсантами морской роты ЛВВПУ, только-только окончившими третий курс, мы прошли по маршруту Севастополь - Тартус (Сирия) - Кронштадт. Для автора этих строк, впрочем, как и для многих других участников того похода, посещение иностранного порта (в данном случае Сирийской Арабской Республики) стало первым знакомством с дальним зарубежьем в жизни. Во время похода мы вместе с ребятами из другого не менее знаменитого когда-то вуза - Киевского «морполита» закрепляли полученные ранее теоретические знания, несли штурманские вахты, заступали дублёрами вахтенных офицеров. Кроме того, участвовали в церемониях возложения венков в местах боевой славы нашего флота. Многие из тех, кто прошёл курсантскую практику на учебных кораблях, испытывают к этим боевым единицам даже спустя немало лет самые тёплые чувства - сродни первой любви. Именно во время подобных походов будущие офицеры чётко понимают, ту ли дорогу в своей жизни они выбрали, смогут ли стать настоящими профессионалами флотского дела.

Perekop2.jpg«Перекоп» в море.

В следующем году «Перекопу» исполнится 35 лет.
Корабль был построен на Щецинской судоверфи имени Варского в Польше. В октябре 1977 года на нём был поднят Государственный флаг СССР, а в ноябре того же года - Военно-морской флаг. Тогда же корабль вошёл в состав ВМФ.

За свою историю «Перекопом» пройдено свыше 300 тысяч миль, были совершены заходы в порты различных стран, в том числе Германии, Голландии, Алжира, Мексики, Туниса, Греции, Италии, Румынии... Но, несмотря на солидный возраст, мореходность «Перекопа» по-прежнему позволяет использовать имеющееся на его борту вооружение в любых условиях на всех морских и океанских театрах.

Большинство походов корабля осуществляется с выходом в океан, где курсантам даётся наиболее полная практика по использованию современных средств кораблевождения. Для обучения будущих офицеров на корабле также имеются шестивёсельные шлюпки с парусным вооружением. При благоприятной погоде они спускаются на воду, курсанты учатся управлять ими и проводят шлюпочные гонки, курсанты старших курсов осваивают управление моторными плавсредствами. На корабле также есть две оборудованные астрономические палубы, на которых курсанты производят замеры высот светил в дневное и ночное время для определения места боевой единицы. «Перекоп» предназначен и для обучения будущих офицеров приёмам использования оружия. Для этих целей имеются по две спаренные 76-мм и 30-мм артиллерийские установки, а также две 16-ствольные реактивные бомбовые установки. Радиотехническое вооружение корабля обеспечивает освещение воздушной, надводной и подводной обстановки. Радиолокационные станции воздушного наблюдения, навигационные и гидроакустические станции также используются в процессе закрепления курсантами теоретических знаний. Таким образом, «Перекоп», как и прежде, представляет собой настоящую плавающую лабораторию со всеми образцами оружия и техники, необходимыми для подготовки будущих офицеров российского флота.

Корабль продолжает славные традиции своих предшественников - боевых единиц российского флота, на борту которых также красовалась надпись «Перекоп». Ведь первый корабль с таким названием был построен ещё в конце XIX века. Это был товарно-пассажирский пароход. Он участвовал в Первой мировой войне. А в июле 1936 года в городе Горьком был заложен монитор «Перекоп».

19 декабря 1938 года началась его сборка в Хабаровске на заводе имени С.М. Кирова. 14 июня 1939 года он был спущен на воду. В 1945 году участвовал в боевых действиях с Японией. Нынешний «Перекоп» - третий по счёту. Он дал путёвку на флот многим офицерам, адмиралам. Да и простым матросам служба на таком корабле запомнится на всю жизнь. Некоторые из них, призванные из далёкой глубинки, только попав на «Перекоп», впервые увидели море. А за время службы стали настоящими морскими волками.

Уже став офицером, мне доводилось неоднократно выходить в море, участвовать в дальних походах на кораблях нашего флота. Несколько раз участвовал в походах и на учебных кораблях. На самом «Перекопе» я впервые после того курсантского похода вышел в море в 1996 году. Будучи старшим лейтенантом, в год 300-летия российского флота на этом корабле принимал участие в походе в страну, где великий русский государь Пётр I постигал морские науки, - в Голландию. Затем, уже капитаном 2 ранга, в 2006 году побывал во Франции. А спустя ещё два года уже в новом офицерском звании - капитана 1 ранга - снова, как и во время курсантской юности, обогнул Европу. В 2008 году вместе с почти тремя сотнями курсантов прошёл по маршруту Новороссийск - Севастополь - Лиссабон - Осло - Балтийск - Кронштадт...

И в тот раз, как и прежде, снова убедился в том, сколь необходимы такие корабли, как «Перекоп», нашему флоту.