Портал военных учреждений культуры

«Детско-юношескими литературными конкурсами мы боремся с «цифровым аутизмом» детей»

Создать: 03/06/2020 - 13:24
Юнармейцы в ЦДРА
Детское литературное творчество – Вселенная ещё та, если неотступно в неё погружаться. Казалось бы, волна похожа на волну: особенный детский тон изложения, присущие только малышам приёмы речи, но стоит нырнуть глубже, и взору открываются чудесные коралловые рифы: мир почти ангельский, чистый, наполненный надеждой, которую мы давным-давно то ли утратили, то ли забыли на антресолях, как старого плюшевого медведя. О том, кто такие современные дети, как они пишут о самых серьёзных вещах, мы разговариваем с поэтом, заместителем председателя правления Московской областной организации Союза писателей России, редактором военно-художественной студии писателей Центрального Дома Российской Армии, заслуженным работником культуры Российской Федерации полковником Игорем Витюком

 

– Игорь Евгеньевич, каких только детско-юношеских конкурсов и инициатив нет на портале Центрального дома Российской Армии им. М.В. Фрунзе! Исполнительские, музыкальные художественные, хореографические, военной вышивки («Катюша-юниор», «Армейский калейдоскоп», «Суровая нитка», «Родная Армия», фестиваль детского творчества «Мир глазами детей» и др.! Что касается специфически литературных ристалищ (всероссийские литературные конкурсы им. генералиссимуса А.В. Суворова и «Твои, Россия, сыновья!») – часто ли приходится иметь дело с детскими работами? Каковы они? Меняются ли с быстротекущим временем, или что-то вечное, невымываемое остаётся в самом их существе? 
 
– Всероссийский литературный конкурс имени генералиссимуса А.В. Суворова стал преемником существовавшей до 2015 года Всероссийской литературной премии им. А.В. Суворова, которая была учреждена военно-художественной студией писателей Минобороны России в 2002 году по инициативе начальника студии, известного поэта, лауреата Государственной премии РФ им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, заслуженного работника культуры России полковника Владимира Силкина и вручалась писателям и деятелям культуры не только за литературное творчество, но также и за создание военно-патриотических произведений в музыкальном искусстве, театре, изобразительном искусстве, киноискусстве, за издательскую и просветительскую деятельность в рамках военно-патриотического воспитания.
 
Её лауреатами в разные годы становились: Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР Владимир Карпов; Герой Советского Союза Михаил Борисов; лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Геннадий Стрекалов; Герой России и дважды Герой Социалистического труда генерал-лейтенант Михаил Калашников; Герой России полковник Александр Маргелов; Герой России Юрий Колесников; Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии Егор Исаев; лауреат премии Министерства обороны СССР, доктор филологических наук Олег Михайлов; лауреат премии Правительства Москвы, доктор филологических наук, Заслуженный работник высшей школы России Владимир Гусев; лауреат премии Министерства обороны СССР и «Национальный бестселлер» Александр Проханов; лауреат премии Ленинского комсомола, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев; лауреат Государственной премии России Владимир Фирсов; лауреат Государственной премии России, Народный артист России Михаил Ножкин; доктор биологических наук, профессор МГУ, известный телеведущий Николай Дроздов и многие другие известные прозаики, поэты и публицисты.
 
То есть, это была престижная литературная премия для состоявшихся писателей. После того, как военно-художественная студия писателей стала подразделением Центрального Дома Российской Армии (далее по тексту – ЦДРА) и начала работать в рамках Государственного задания, премия трансформировалась в Суворовский конкурс и стала более демократичной с точки зрения участия. Теперь участвовать в конкурсе могут и дети без ограничения возраста. Другой наш Всероссийский литературный конкурс «Твои, Россия, сыновья!», проводимый с 2005 года, ориентирован на участие в нём начинающих литераторов: военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооружённых Сил, членов их семей, ветеранов боевых действий и военной службы. Он носит более узкий, прикладной характер, поскольку ставит целью выявление и популяризацию литературных произведений о современных Вооружённых Силах России, о страницах их славной героической истории. Победителей этого конкурса мы приглашаем на проводимые раз в два года всеармейские совещания писателей (в нынешнем апреле пройдёт пятое такое совещание), где они набираются мастерства у признанных писателей, а затем получают и рекомендации для вступления в Союз писателей России.
 
Но, начиная с 2016-2017 годов, мы заметили, что в наших конкурсах стали активно участвовать дети: школьники средних и старших классов, воспитанники суворовских и кадетских училищ. Из сотен работ, поступающих на конкурсы, несколько десятков – это детско-юношеские. И стихи, и публицистика детей и юношества, в основном, посвящены военно-патриотической тематике: любовь к Родине и гордость за нашу страну, воспевание подвига воинов в Великой Отечественной войне, произведения о своих отцах – офицерах Вооружённых Сил России. Такая узкая направленность обусловлена условиями конкурсов 
 
– Как дети попадают к вам на литературные конкурсы – проход свободный, или предпочтительнее, чтобы ребёнок-конкурсант был из семьи военнослужащих? На какие темы предпочитают писать ваши дети? Можно ли избрать свободную тему в рамках конкурса?
 
– Поскольку условия конкурсов публикуются на сайте ЦДРА, то с ними знакомятся, прежде всего, сотрудники гарнизонных домов офицеров, солдатских клубов и библиотек в воинских частях, воспитатели суворовских и кадетских училищ. Они-то и доводят условия конкурсов до своих подопечных. Люди сугубо гражданские существенно реже интересуются такими конкурсами, поэтому и детишек, не имеющих прямого отношения к армии, – немного. Соответственно, согласно положениям о конкурсах, мы рассматриваем, прежде всего, работы на военно-патриотическую тематику. Но сейчас ситуация изменится. Появятся новые конкурсы, рассчитанные на широкий круг детей.
 
Как Вы знаете, в 2016 году по инициативе и при непосредственном участии министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу было создано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». «Цель движения в том, чтобы каждый юнармеец верил в свою Родину, знал её историю, гордился подвигами отцов и дедов и понимал, к чему можно и нужно стремиться» – сказал глава военного ведомства на первом Всероссийском слёте этого военно-патриотического движения. А его заместитель – начальник Главного военно-политического управления Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковник Андрей Картаполов поделился своим мнением о «Юнармии» и её задачах:
 
«…Сейчас молодежь очень креативная, и здесь она может не только себя реализовать, но почерпнуть новые идеи, новые направления своей деятельности и своей жизни. Это очень интересные люди, это неравнодушные люди, это те, кому неинтересно сидеть просто дома. Нас всё пытаются в чём-то обвинить, в какой-то милитаризации молодого поколения. Это не так. «Юнармия» – это не милитаризация, «Юнармия» – это инициатива, «Юнармия» – это креатив, это движение вперёд, это люди, которые хотят чего-то добиться в этой жизни. Больше, чем многие другие, которые хотят чуть меньше.
 
Мы хотим, чтобы у нас было качество, чтобы быть юнармейцем стало честью, чтобы быть юнармейцем стало стремлением у современного молодого человека – юноши или девушки. И потом уже с площадки армии он получал бы такой хороший трамплин для движения во взрослую жизнь. Необязательно, чтобы он стал военным. «Юнармия» не предполагает, что все пойдут в военные училища, да в этом и нет необходимости. «Юнармия» предопределяет то, что человек будет любить свою Родину».
 
И ЦДРА активно включился в работу с юнармейцами: проводилось множество совместных мероприятий (в том числе, юнармейцы участвовали в заседаниях литературного объединения имени Героя Советского Союза писателя В.В. Карпова при военно-художественной студии писателей), а затем по инициативе начальника Центрального Дома Российской Армии, заслуженного работника культуры полковника Василия Мазуренко были созданы юнармейский отряд ЦДРА (из детей сотрудников нашего учреждения и их родственников) и Союз юнармейских отрядов, объединяющий юнармейские отряды Москвы и Подмосковья.
 
И мы обратили внимание, что дети-юнармейцы тянутся к литературе. Поэтому при ЦДРА был создан «Клуб любителей поэзии» – литературное (прежде всего, поэтическое) клубное формирование, в котором занятия проводятся на доступном детям языке, с элементами игры, викторин, соревновательности, с выступлениями на сцене. Клуб посещают как юнармейцы, так и обычные школьники.
 
В планах клуба – организовать ежегодный литературный конкурс «Золотая строка «Юнармии»», где значимое место будут занимать произведения, посвящённые Великой Отечественной войне. Этот конкурс будет своеобразным фестивалем для всех юнармейских и школьных литературных конкурсов России. Для ребят, которые хотят научиться писать, и просто для тех, кто неравнодушен к литературе, на базе Клуба созданы историческая и литературно-публицистическая секции.
 
– Мне известно, что Вы являетесь заместителем председателя правления (на общественный началах) Московской областной организации Союза писателей России, которая активно работает с детьми и юношеством. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
 
– Московская областная организация Союза писателей России (председатель – поэт, лауреат Международной премии имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (1997), заслуженный работник культуры России Лев Котюков) была создана в 2000 году, а начиная с 2003 года совместно с Московской городской писательской организацией (председатель – поэт, заслуженный работник культуры России Владимир Бояринов) стала проводить фестиваль детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек» с выпуском одноимённого альманаха, куда включались произведения победителей. Благословил конкурс Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Почётным председателем Фестиваля «Подсолнушек» при жизни (до 2009 г.) был патриарх детской, советской и русской литературы Сергей Михалков. До 2007 года финансовую помощь в проведении фестиваля оказывало Минкультуры Московской области, но затем прекратило помогать, и в последние пять лет фестиваль не проводится по финансовым причинам.
 
Но за это время уверенно заявили о себе другие детские конкурсы, проводимые администрациями подмосковных районов.
 
Начиная с 2004 года один раз в два года проходит межрайонный конкурс литературно одарённых детей и подростков Подмосковья «Люблю тебя, мой край родной!» (организатор – Межпоселенческая библиотека Ленинского района Подмосковья, директор – Татьяна Лукашёва). Основная задача конкурса – воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю, повышение духовного и нравственного потенциала детей и подростков, выявление и поддержка юных авторов, обладающих литературным дарованием. За это время в конкурсе участвовали более 1100 детей от 6 до 18 лет из десятков районов Подмосковья.
 
Видновское благочиние Московской епархии (всё тот же Ленинский район) совместно с районным литературным объединением им. Ф.Шкулёва и Московской областной писательской организацией дважды провело для детей и подростков международный православный литературный конкурс «Благословение». Будет и третий конкурс.
 
Эти конкурсы рассчитаны на детей, которые уже смогли проявить себя в литературном творчестве.
 
А поиск и отбор новых юных талантов среди самых маленьких возложен в Ленинском городском округе (ранее – районе) на конкурс «Литературный дебют» (от 6 до 13 лет), аналогичные местные детские конкурсы проводятся и в других городских округах (так сейчас называются бывшие муниципальные районы). Параллельно ежегодные конкурсы для детей, начинающих свою творческую деятельность, проводит Московская губернская универсальная библиотека.
 
Таким образом, создана двухуровневая система отбора и поощрения юных литературных талантов.
 
– По какому главному критерию идёт отбор в лауреаты? Вот, скажем, работа верная, а души в ней – чуть. Или наоборот – души много, даже слишком, а смешно: факты перевёрнуты, общая картина в голове претендента – фантастическая. Кто выиграет, мечтатель или начётчик?
 
– Мы исходим из того, что стать настоящим писателем можно, имея три точки опоры: талант, мастерство и жизненный опыт (есть и другие важные качества, но перечисленные качества – главные). Жизненный опыт дети приобретут с годами, мастерство можно получить на семинарах и в детских литературных студиях (к вопросу детских студий я ещё вернусь), а вот талант: либо есть, либо его нет. Поэтому, в первую очередь, мы ищем в детских текстах искру таланта, прощая огрехи в мастерстве. Ибо бесталанный ремесленник-строчкогон, в конечном счёте, убивает литературу, а талантливый неумеха («чайник») открывает нашему сердцу и уму новые неведомые миры. Ещё одним моментом, на который мы обращаем внимание, является направленность вектора движения творческой энергии.
 
Допустим, есть два поэта с одинаковым уровнем таланта, мастерства и сопоставимым жизненным опытом (допущение – при прочих равных условиях, как говорят в точных науках). Только один автор ищет путь к Богу, к воссоединению с Ним, а другой занимается либо самовыражением, либо хуже того – падает в бездну, своим талантом пропагандируя грехи и пороки. Это можно проиллюстрировать движением на эскалаторе двух «поэтических клонов»: один поднимается, другой же спускается. При этом в какой-то момент времени они находятся на одном уровне (а может быть, и в одной аудитории). Так вот, я призываю слушателей семинаров (в том числе детских) идти только вверх, ибо даже «стояние на месте» в поисках виртуозных форм самовыражения посредством мастерства – это движение вниз.
 
С детьми в этом вопросе легче. До наступления отрочества (полового созревания) дети практически безгрешны, это – ангелочки, которые увлекают нас, взрослых, за собой к горним вершинам. И мы, взрослые, должны учиться у них «видеть Небо». А вот подросткам пубертатного возраста требуется разъяснять разницу между восхождением к вершинам духа и падением в бездну греха, поскольку нечистая сила не дремлет и искушает юные неокрепшие души всеми мыслимыми пороками, что отражается и в произведениях подростков.
 
– Слышали ли вы что-нибудь о конкурсе «Лето Господне» им. Ивана Шмелёва – инициативе Издательского Совета Русской Православной Церкви? В 2020 году проводится шестой его сезон. Вам мог рассказывать о нём ваш соведущий по множеству семинаров для литературно одарённых детей Александр Петрович Торопцев, на протяжении почти всех сезонов – член конкурсной комиссии…
 
– Совершенно верно! О Международном детско-юношеском литературном конкурсе имени Ивана Шмелева «Лето Господне» я узнал несколько лет назад от своего давнего друга, Вашего коллеги по Литинституту им. А.М. Горького Александра Торопцева – писателя (в том числе и детского), историка, философа, председателя секции исторической литературы и председателя секции детских и юношеских писателей Московской городской организации Союза писателей России, руководителя семинара по детской и юношеской литературе Литинститута. С 2006 года вместе с ним мы проехали почти всё Подмосковье с литературными семинарами для взрослых и детей, вели семинары молодых литераторов в Союзе писателей России, обучали литературно одарённых взрослых и детей – победителей корпоративного литературного конкурса «Газпрома», а также победителей всеармейских литературных конкурсов, прибывших на всеармейские совещания писателей, продолжаем вести открытый ежемесячный литературный семинар при Московской губернской универсальной библиотеке. Но своими главными конкурсами Александр Петрович считает конкурсы, организованные Издательским Советом Русской Православной церкви, прежде всего, – «Лето Господне». После его рассказов об этом конкурсе я стал регулярно заходить на сайт Издательского Совета РПЦ, а также подписался на новостную рассылку сайта «Правчтение» («Православное чтение»).
 
Знакомясь с работами ребят – победителей конкурса «Лето Господне», я восхитился высоким уровнем их произведений. Скажу откровенно, они по большей части превосходят уровень победителей военных всероссийских, да и подмосковных областных конкурсов.
 
И вот тут возникает вопрос: а можем ли мы как-то скоординировать усилия, чтобы объединить наши конкурсы в единый детско-юношеский литературный конкурсный кластер? Нет, не в единый общероссийский конкурс, – Боже упаси!
 
Это мог бы быть Координационный Совет по детско-юношеским конкурсам с примерно следующими задачами:
 
– обеспечение координации усилий организаторов конкурсов;
 
– обмен самыми сильными произведениями авторов для перекрёстного участия в конкурсах, когда лучшие работы, оценённые в одном конкурсе, автоматически становятся участниками другого конкурса, если выполнены требования по тематике конкурса;
 
– единая торжественная церемония награждения победителей конкурсов (фестиваль).
 
Организатором работы, на мой взгляд, должен быть Издательский Совет РПЦ, поскольку организаторы локальных конкурсов могут просто перессориться на почве выяснения, кто из них – главный. Да и высочайший авторитет Церкви в обществе не сопоставим ни с одним ведомством или общественным объединением. А в Координационном совете места хватит всем, в том числе и чиновникам из Минпросвещения и Минобороны.
 
Но проведение конкурсов – это не самоцель (как часто бывает в канун знаменательных событий), это – лишь первый шаг на многотрудном пути воспитания ребят, инфицированных современным потребительским обществом. И тут главная роль принадлежит детским литературным студиям и семинарам, куда бы могли прийти талантливые ребята.
 
– Локальные темы детских литературных конкурсов по всей нашей стране, разумеется, разнятся, но что-то единит и наше «Лето Господне», и ваши военные и областные конкурсы: поиск школьников, слова которых как-то особенно звучны, действуют, зовут. Насколько сложно найти действительно ослепительную морскую звёздочку? Удавалось ли вам? Можете ли процитировать что-то из работ ваших лауреатов?
 
– Как сказано в Евангелие от Матфея (7:7): «Ищите и обрящете». Да, поток работ на конкурсах большой. Тем более что некоторые учителя, выполняя некий несуществующий «план», заставляют чуть ли не всех своих учеников участвовать в конкурсе. Но намётанный за годы работы глаз сразу же отыскивает талантливые строки.
 
Вот послушайте некоторых из детских произведений, отмеченных нами в разные годы конкурсов:
 
ИЮНЬСКИЙ СНЕГ
 
Июньский день цветёт и пышет.
 
Так ласков, так пригож и сух.
 
Седеют тротуары, крыши:
 
Их старит тополиный пух.
 
 
Шиповник манит пряным вкусом,
 
Мелькает листьев кутерьма,
 
Белобородым, седоусым
 
Стал сквер. Июньская зима.
 
 
Бродяга-ветер пух колышет,
 
Молчит, вздыхая ни о чём,
 
А мир вокруг поёт и дышит,
 
Поёт и дышит сонным днём.
 
(Светлана ГРИНЬ, 14 лет, г. Видное, 2012 г.)
 
* * *
 
Календарь отрывной листаю,
 
Вновь к рассвету спешит закат,
 
Первым снегом недели тают,
 
И часы, как всегда, спешат.
 
 
Мне, наверное, рано плакать
 
О непрожитом на Земле.
 
Черноплодной рябины мякоть
 
Варит осень в своём котле.
 
 
Гнутся ветви. Не смерть ли это?
 
Нет, всего листопадный сон
 
Про упавшее в пропасть лето,
 
Колокольный печальный звон...
 
(Анастасия КЛЮКИНА, 17 лет, г. Видное, 2004 г.)
 
* * *
 
Морей неведомых туманы
Блистают за хребтами гор,
Камней могучих великаны
Глядят в синеющий простор,
 
И бездна жадно увлекает,
Когда с холма глядишь в обрыв.
Она манит, она желает,
Чтоб прыгнул ты, на крыльях взмыв,  
 
Так воздух свеж, что замирает
Дыханье, насладившись им.
Сосновым запахом встречает
Могучий бор, лес-исполин. 
 
В кругу проблем, не успевая
Понять природы красоту,
Так многие стремятся к раю,
А я уже живу в раю!
(Полина МИКРЮКОВА, 16 лет, г. Ступино, 2017 г.)
 
* * *
 
Прошли, исчезли где-то годы.
 
Сейчас зима, снега в полях.
 
Кружатся над землёй невзгоды,
 
И тучи в мрачных небесах.
 
 
Но в том заброшенном поместье
 
Ещё горит, горит свеча.
 
И льётся свет её предвестьем,
 
Что возродится вновь очаг.
 
 
Горит свеча… И освещает
 
Чудесным светом всё кругом.
 
Огонь на стенки взгляд бросает,
 
И вскоре засветится дом…
 
 
Не зря, не зря свеча горела
 
Одна в поместье на столе,
 
Огня и света не жалела –
 
И вспыхнул свет на всей земле.
 
(Иван СЕРЕБРИЛИН, 17 лет, г. Ступино, 2016 г.)
 
***
 
Любого сложения суть такова:
 
Один плюс один — получается два.
 
Я числа сложил. Но сложи-ка сумей
 
Не числа в тетради, а души людей.
 
Живёт человек. Сам себе — господин.
 
Но он одинок, потому что один.
 
Вот если б сердца что-то сблизить могло,
 
Да чтобы из двух получилось одно.
 
Чтоб дружбы костёр негасимый горел,
 
И чтоб разлучить нас никто не сумел.
 
Ну, а закон крепкой дружбы един:
 
Складывал — два, получилось — один!
 
(Алексей УСТИНОВ, 16 лет, г. Видное, 2007 г.)
 
– Есть ли среди ваших лауреатов дети, которые пошли дальше лауреатского диплома – начали овладевать профессией, поступили в профильные вузы, печатаются?
 
– Почти за два десятка лет, в детских литературных студиях Ленинского и Ступинского городских округов (а это – самые активные, не побоюсь сказать – лучшие в стране детские студии) выросла целая плеяда успешных ребят, которые нашли себя в самых разных сферах жизни. Я прошу Вас разрешить назвать этих ребят поимённо, несмотря на достаточно внушительный список.
 
Евгения Чибисова (Ступино) – ныне член Союза писателей России и Союза журналистов России. Автор двух книг стихотворений. Профессиональная область ‒ программирование и наука о данных. Подготовила к защите кандидатскую диссертацию.
 
Анастасия Фатова (Ступино) – член Союза писателей России. Лауреат Московской областной литературной премии им. Евгения Зубова, автор книги стихотворений «На краешке мечты». Окончила Российский Экономический Университет им. Г. В. Плеханова. Работает в компании Johnson&Johnson в должности старшего менеджера по торговым маркам.
 
Ангелина Стебакова (Ступино) – член Союза писателей России. Автор книги стихотворений «Мой дом – это небо». Окончила Военный университет Минобороны России по специальности «перевод и переводоведение» и Российский новый университет по специальности «финансы и кредит». В настоящее время ‒ руководитель аппарата заместителя Министра экономического развития Российской Федерации. Имеет классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации государственного советника Российской Федерации 3 класса.
 
Екатерина Кривенко (девичья фамилия – Смирнова) (Ступино) – член Союза писателей России. Лауреат стипендии губернатора Московской области в номинации «Молодым талантливым авторам Московской области», Автор книги стихотворений «Солёный привкус счастья». Окончила Российский государственный университет по специальности Управление персоналом.
 
Татьяна Чистякова (Ступино) – член Союза писателей России. Пятикратный губернаторский стипендиат. Автор книги стихотворений «Пристань надежды», победитель районных, областных, московских и всероссийских конкурсов.
 
Алина Самсонова (Ступино) – член Союза писателей России, лауреат Московской областной литературной премии имени Евгения Зубова, автор книги стихотворений «Путём Млечным». Окончила Московский государственный университет печати им. Ивана Фёдорова (ныне – Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета»).
 
Максим Глазун (Ступино) – член Союза писателей России, лауреат Московской областной губернаторской премии им. Р. Рождественского, лауреат стипендии губернатора Московской области в номинации «Молодым талантливым авторам Московской области»,
 
Арина Бобкова (Ступино) – член Союза писателей России, лауреат Московской областной Губернаторской премии им. Р. Рождественского, лауреат Московской областной литературной премии им. Евгения Зубова.
 
Анастасия Блинова (Ступино) – член Союза писателей России, лауреат Московской областной губернаторской литературной премии имени Р. Рождественского, лауреат стипендии губернатора «Молодым талантливым авторам Московской области», автор двух книг стихотворений. Окончила ГИТИС (театроведческий факультет). В настоящее время – член епархиального отдела Московской епархии по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации; пресс-секретарь Малинского благочиния Московской епархии.
 
Оксана Корниенко (Ступино) – победитель областных, межрайонных и районных конкурсов. В 2017 году окончила Академию Федеральной службы охраны (г. Орёл). В настоящее время – действующий офицер Вооружённых Сил Российской Федерации.
 
Анастасия Клюкина (г. Видное Ленинского городского округа) – член Союза писателей России, лауреат фестивалей детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек» 2003 и 2004 годов, а затем и Московской областной литературной премии имени Е.П. Зубова. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького, автор книги стихотворений «Когда стоишь на небесах», публиковалась в сборнике «Женская проза «нулевых»» (составитель – Захар Прилепин).
 
Список можно длить и длить!
 
– Послужной список детей впечатляет! Дальнейшие успехи в жизни стали продолжением литературных побед?
 
– Можно и так сказать, но с одной поправкой: победа в литературном конкурсе была лишь первым шагом, а затем ребёнок получал приглашение посещать детскую литературную студию. И вот здесь-то он начинал по-настоящему расти, поскольку цель работы наших детских студий состоит не только в повышении уровня литературного мастерства, но и в социализации ребёнка, в пробуждении его личности.
 
Разверну эту мысль в тезисах:
 
1. Современная школа даёт ребёнку систему знаний (скорее – сумму информации, а не систему), а вопросы воспитания и социальной адаптации школьника находятся на периферии внимания. При таком подходе духовный рост личности крайне затруднён. На школьных уроках нет свободного диалога между учителем и учеником, между самими учениками. А занятия в литературной студии, когда происходит обсуждение произведений ребят и осмысление наследия классиков дают ребёнку опыт проживания самых разных жизненных ситуаций: и сверстников, и старших коллег, и известных писателей. Такой опыт, почерпнутый в свободном общении из художественной литературы, – бесценен.
 
2. Посещение литературной студии излечивает ребят от «цифрового аутизма» (это – не медицинский термин, а социальный). Абсолютная всепоглощающая увлечённость детей гаджетами и социальными сетями лишает их навыков и радости непосредственного общения со сверстниками и окружающим миром в целом. Мы же снова возвращаем их в мир живых коммуникаций. Они усвоили от нас: «Дети, которые сегодня читают книги, завтра будут управлять теми, кто погружён в социальные сети».
 
3. В студию приходят творческие ребята, но внутренне зажатые, ориентированные на личный опыт общения с авторитарными взрослыми, которые неумышленно обижали детей своими замечаниями. В студии же нет понятия «я – начальник, ты – дурак», а обсуждению подлежит не личность ребёнка, а написанное произведение. Наш девиз на занятиях: «Только текст!». Мы на корню пресекаем обсуждения типа «что за ерунду ты написал», а приучаем говорить корректно: «в этом стихотворении я вижу такие недоработки…». Поэтому после нескольких месяцев занятий ребята раскрепощаются, раскрываются, становятся позитивными. «Не бить крышкой рояля по пальцам» – главное правило руководителя детской литературной студии (руководителям взрослых ЛИТО тоже полезно руководствоваться этим принципом).
 
4. В процессе обсуждения произведений ребята перестают бояться критики, учатся связно говорить (причём – без подготовки, экспромтом), учатся слушать и слышать товарищей и преподавателей. Уже через год занятий они резко выделяются в лучшую сторону на фоне своих одноклассников.
 
5. Ребята приобретают чувство слова. Из их речи понемногу уходит сленг и грубая лексика, они умеют писать большие тексты с ясной композицией. Одна из девочек, названных выше, рассказывала: «Я начала учиться в вузе, а там есть такая форма занятий, как семинары. Для большинства моих однокурсников семинары стали проблемой: стесняются выступать, не умеют говорить, тушуются в дискуссиях. Зато я себя чувствовала, как рыба в воде. А сколько проблем у студентов с написанием курсовых работ! Скачивание из интернета не засчитывается, - преподаватели умеют пользоваться сервисом «антиплагиат». Я же без проблем писала и курсовые работы, и другие тексты, всегда получая от преподавателей похвалу за оригинальность работ».
 
Другой парень – третьекурсник вуза, будущий преподаватель английского языка – до сих пор посещает детскую студию (наряду со взрослым ЛИТО). А на вопрос «Зачем тебе это?» отвечает: «Я развиваю в себе чувство языка и познаю методику обучения языку. Ведь я хочу преподавать не только соотечественникам английский язык, но и иностранцам – русский».
 
6. В студию нередко приходят ребята из неблагополучных семей. Причём внешне – это вполне нормальная семья, но ребёнок чувствует себя лишённым внимания и родительского понимания. В его произведениях проскакивают суицидальные мотивы. И студия для него становится настоящей семьёй. Дети отогреваются душой. Более того, нередко потом у родителей открываются глаза на своё чадо: «Раньше она нас совсем не слушалась, а сейчас стала внимательной и доброй. Ведь Вы для неё, – обращается мама к руководителю студии, – самый главный авторитет в жизни».
 
7. В будущем ребята выберут разные профессии, с литературой себя свяжут единицы, но благодаря общению в студии, они умеют разбираться в себе, в своих мотивах и поступках, в окружающих их людях.
 
8. Эмоциональная жизнь многих детей и подростков однообразна, скудна, пассивна, лишена ярких впечатлений. Литературное творчество способствует воспитанию чувств, развивает образное мышление, позволяющее воспринимать жизнь во всей её полноте.
 
9. Будущие филологи и литературные работники постигают суть современных литературных процессов. Ведь в школе сейчас упор делается на запоминание и натаскивание на изучаемые темы. А в литературных студиях дети сами живут внутри литературного процесса, и это даёт им колоссальное преимущество при учёбе в филологических вузах.
 
10. Но главное – это нравственное измерение! Мы на занятиях говорим не только о мастерстве, но, прежде всего, о вечных темах: жизнь и смерть, любовь и ненависть, свобода и несвобода, красота и уродство… Вектор движения души, заданный в детстве, ведёт человека всю жизнь.
 
Занятия в литературных студиях возвращают детям блеск живых любопытных глаз, психологию первооткрывателей и связанное с этим непреходящее ощущение новизны окружающего мира.
 
И завершая тему работы детских литературных студий, я назову две лучшие в Подмосковье (полагаю, что и в России) литературные студии.
 
1. Детско-юношеская литературная студия «Роднички» городского округа Ступино (создана в 2004 году, сейчас её возглавляет член Союза писателей России Галина Леонова), которая работает при городском ЛИТО «Родники» (руководитель – секретарь правления Московской областной организации Союза писателей России, заслуженный работник культуры Московской области Владимир Леонов). Около 200 раз питомцы студии становились победителями в конкурсах и фестивалях различного уровня, в том числе всероссийских и международных. У студии есть пять сельских филиалов в Ступинском округе. 12 выпускников студии приняты в Союз писателей России. Ежегодно выходит альманах «Роднички» с произведениями студийцев.
 
Одним из направлений студии является работа с детьми с ограниченными физическими возможностями. Дети-инвалиды 16 раз становились лауреатами стипендии губернатора Московской области, трое из них выпустили книги стихотворений. Двое стали членами Союза писателей России, один ребёнок-инвалид – лауреатом и четверо – дипломантами губернаторской премии им. Роберта Рождественского, один – дипломантом международной премии «Филантроп». В творческом коллективе созданы все условия, чтобы такие люди смогли в полной мере раскрыть свои способности, и не только литературные. Они, чувствуя доброжелательное отношение, раскрепощаются, чувствуют себя уверенно и в творчестве, и в общении с людьми, и вообще в жизни. Это даёт им силу и жизненную энергию, позволяет справляться с болезнью и добиваться больших успехов в жизни. Особую роль в этом играют и дистанционные занятия с ними.
 
2. Второй коллектив, достойный самых добрых слов, – детско-юношеская студия «Слово» в городе Видном Ленинского городского округа. Она была создана в 1998-м году литературоведом, старшим научным сотрудником Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, почётным гражданином города Видное, секретарём правления Московской областной организации Союза писателей России Алексеем Зименковым и учителем-словесником Видновской гимназии Любовью Хоркиной.
 
За более чем 20 лет в работе студии приняло участие около 200 детей. Лучшие из них стали лауреатами и дипломантами международных и общероссийских литературных конкурсов, региональных фестивалей. С 2002 года в библиотеке Дома-музея Корнея Чуковского в посёлке писателей Переделкино раз в полгода студия при поддержке Межпоселенческой библиотеки и администрации Ленинского округа проводит общеобластной семинар для литературно одарённых школьников Подмосковья.
 
В качестве преподавателей приглашались известные поэты и прозаики: председатель Московской областной организации Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии, заслуженный работник культуры России Лев Котюков, председатель Московской городской организации Союза писателей России, заслуженный работник культуры России Владимир Бояринов, лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Крупин, член правления Союза писателей России, главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев, секретарь Союза писателей России, главный редактор газеты «Московский литератор», заслуженный работник культуры России Иван Голубничий, доцент Литинститута им. А.М. Горького Александр Торопцев, заместитель председателя Московской областной организации Союза писателей России, заслуженный работник культуры России Игорь Витюк, секретари правления Московской областной организации Союза писателей России – заслуженный работник культуры Московской области Владимир Леонов и старший научный сотрудник ИМЛМ РАН Алексей Зименков и другие.
 
Опираясь на опыт работы подмосковных студий, хочу внести следующее предложение. Наряду с созданием Координационный Совет по детско-юношеским конкурсам при Издательском Совете РПЦ нужно подумать об учреждении детской литературной студии, куда могли бы ежемесячно приходить заниматься одарённые дети Москвы и Подмосковья – победители детско-юношеских литературных конкурсов. Аналогичная студия очень нужна при Литинституте им. А.М. Горького.
 
Более того, можно обратиться в Министерство науки и высшего образования РФ с предложением создать хотя бы по одной такой студии в лучшем филологическом вузе каждого субъекта Федерации (в городах-миллионниках – по нескольку студий) и включить их работу в состав Государственного задания соответствующих вузов с обеспеченным финансированием, чтобы можно было оплачивать работу преподавателей. В масштабах страны затраты будут мизерными, зато эффект – потрясающий (см. 10 пунктов результативности студий, приведённых выше). Ну а пока я бы предложил руководству нашей Церкви донести до настоятелей храмов просьбу: приглашать в воскресные школы на занятия с детьми писателей из числа прихожан (таковые имеются в каждом благочинии), – здесь и финансовые расходы не требуются.
 
Источник: ПРАВЧТЕНИЕ