Где муза Клио назначает встречу

Создать: 09/05/2018 - 00:38
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск
Военно-историческому музею артиллерии, инженерных войск и войск связи исполнилось 315 лет.
Это один из самых крупных по числу экспонатов военных музеев мира. История его собрания начинается с 29 августа 1703 года, когда на территории Петропавловской крепости по личному распоряжению Петра I был построен специальный цейхгауз для хранения древних артиллерийских орудий. Его открытию предшествовал сбор во всей Российской империи ценных предметов – «достопамятных» и «курьёзных» орудий.
 
В музее на сегодняшний день есть обширные коллекции артиллерийских орудий и боеприпасов, стрелкового и холодного оружия, военно-инженерной техники, средств военной связи, боевых знамён, военной формы одежды, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков, а также архивные документы, свидетельствующие об истории развития артиллерии в Русской армии, ратных подвигах защитников Отечества. Впечатляют среди экспонатов и художественные произведения, отражающие героическое прошлое России, портреты императоров, великих князей, прославленных полководцев, отличившихся солдат и офицеров. Залы музея украшают картины известных русских художников-баталистов – Б. Виллевальде, Н. Дмитриева-Оренбургского, А. Шарлеманя, А. Сафонова,
П. Ковалевского, Ф. Рубо, А. Попова, Н. Самокиша, М. Грекова. И внешняя экспозиция музея – одна из крупнейших в мире. На ней размещено более 250 экспонатов – от старинных артиллерийских орудий XVI века до межконтинентального стратегического ракетного комплекса «Тополь». Музейный фонд насчитывает около 620 тысяч предметов. Многие из них являются памятниками науки, техники, искусства, составной частью культурного наследия России.
30 августа здесь открылась выставка «Артиллерийский музей в фотографиях конца XIX – первой половины XX веков», на которой можно узнать о жизни музея с 1870-х до конца 1940-х годов, то есть о самом сложном периоде в истории старейшего и крупнейшего военного музея не только России, но и мира.
Экспозиция подготовлена совместно с Санкт-Петербургским государственным казённым учреждением «Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга».
 
30 августа в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась выставка «Артиллерийский музей в фотографиях конца XIX – первой половины XX веков»
 
Древнегреческий историк ­Диодор когда-то сказал о музе Клио – «дарующей славу» музе истории – так: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». И надо сказать спасибо её верным помощникам – собирателям прошлого и настоящего, тех предметов, примет времени, что окружают людей и во многом помогают определить место различных событий в жизни страны. Отметим, что таких экспонатов на выставке много, к тому же большинство из представленных на ней фотографий экспонируется впервые.
Можно много узнать о дореволюционном этапе истории музея. Например, фотография 1872 года сохранила для нас общий вид отдела древнерусского вооружения (до XVIII в.) из собрания Артиллерийского музея на Политехнической выставке в Москве. Здесь же можно увидеть фотографию заведующего музеем Н.Е. Бранденбурга (1839–1903), много сделавшего для развития музея. Именно при нём состоялось празднование 500-летнего юбилея русской артиллерии. Артиллерийский музей выступил инициатором и основным устроителем торжества, на котором присутствовали император Александр III с императрицей Марией Фёдоровной, члены императорской фамилии, военный министр, главные начальники родов войск, главы министерств, представители почти всех научных учреждений. Государь лично принимал парад войск во дворе Кронверка, выслушал доклад Н.Е. Бранденбурга и первым из российских монархов ознакомился с музейным собранием.
В 1923–1925 годах по решению комиссии из представителей Академии материальной культуры и военной секции Ленинградского отделения Главнауки доисторический отдел АИМ, а также стрелецкие знамёна и иные наиболее редкие и ценные предметы были переданы в Эрмитаж и другие музеи. Создаётся новая экспозиция («Эпоха европейского феодализма», диорама «Полтавский бой»), открываются выставки «Разгром белофинского плацдарма», «Освобождение Западной Украины и Белоруссии», «150 лет штурма Измаила» (1940 год) и др. Всё это можно увидеть на фотографиях того времени.
 
На выставке много материалов и о жизни музея в годы Великой Отечественной войны. 6 и 16 июля 1941 года два эшелона с основной частью коллекций и начальствующим составом отправляются в Новосибирск. 21 человек и почти треть фондов остаются в Ленинграде. Голодные, в промёрзшем помещении, под бомбёжками и обстрелами ленинградские аимовцы продолжают охранять музейные памятники, нести круглосуточные дежурства, музей продолжает работать и помогает выстоять другим. Уже с 20 декабря 1941 года начальник музея полковник Я.Ф. Куске направляет ряд служебных записок в Главное артиллерийское управление, в ЦК ВКП(б) и другие высокие инстанции о необходимости немедленно организовать систематический сбор памятников войны. И 23 марта 1943 года издан приказ народного комиссара обороны № 143, где говорится: «Артиллерийский исторический музей Красной Армии собирает памятники и реликвии Отечественной войны для увековечения славы победоносного оружия Красной Армии. Частям и соединениям приказывается организовать сбор и учёт наиболее ценных реликвий и памятников войны…» Не ограничиваясь центральным поступлением, сотрудники новосибирской и ленинградской частей музея выезжают непосредственно на фронты: Ленинградский, Волховский, Брянский, Степной и др. С 1943 по 1945 год в музей поступает более 16 тысяч памятников этой Великой ­войны. Позже обретённые реликвии пополнят фонды и других музеев.
В завершающем фотовыставку разделе можно увидеть, каким было здание Нового Арсенала в Кронверке, где размещался музей в годы войны. Здесь находился танкоремонтный завод, который бомбила вражеская авиация и обстреливала артиллерия.
 
Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»