Генерал Михаил Овсеенко в Доме писателя Санкт-Петербурга

Создать: 12/20/2020 - 16:18

16 декабря 2020 года в Доме писателя Санкт-Петербурга состоялось заседание литературного клуба «В гостях у Власты». Руководитель клуба и ведущая вечера Зоя Десятова представила гостя – генерала Михаила Яковлевича Овсеенко, бывшего начальником военной контрразведки советских войск в Афганистане и написавшего об этом времени и событиях пять книг. Первая его книга называлась «Афганистан – глазами очевидцев».

Михаил Яковлевич рассказал:

«После Великой Отечественной войны из всех локальных войн, пограничных и военных конфликтов было более сорока, – самым значительным по продолжительности и количеству задействованных войск, явилось советское военное присутствие в Афганистане. Наши войска вошли в страну своего соседа 27 декабря 1979 года. К этому времени там уже разгоралась гражданская война. А зародилась она в 1973 году, когда, свергнув короля Захир Шаха, к власти пришёл генерал Дауд. После этого стали быстро возникать оппозиционные партии. К нашему приходу их уже было шесть, и базировались они в г. Пешавар, в Пакистане. Руководителем самой радикальной партии – «Исламская партия Афганистана» был Хекматияр Гульбеддин. Ещё будучи главным в партии «Братья мусульмане» в столице Афганистана Кабуле, он организовал протестное движение, призывал народ к восстанию и свержению Дауда. В Пакистане уже действовали лагеря подготовки боевиков. К 1979 году их насчитывалось 40 тысяч, и контролировали они уже семь провинций. Зная, что гражданская война будет продолжительной, главари бандформирований начали строить «марказы», недоступные для правительственных войск. Число членов банд стремительно росло.

Вошедшие в Афганистан советские военнослужащие не были для местного населения новыми людьми. Были договор 1931 г. и договор «О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве» от 5 декабря 1978 г. Тем не менее, Наджибулла стал проявлять решительность, добиваясь создания коалиционного правительства, в которое входили бы все политические группировки, действующие внутри страны и за рубежом. За собой Наджибулла оставлял пост Президента и Верховного Главнокомандующего. Многие положения политики национального примирения не были отвергнуты и эмигрантскими кругами, в том числе бывшим королем Захир Шахом. Советское правительство отреагировало на новое направление в политике ДРА тем, что сразу же, с 15 по 31 октября 1986 г., вернуло домой шесть своих полков.

По-разному отреагировали на политику национального примирения руководители бандформирований. Так, согласно краткой оценке военно-политической обстановки в ДРА (по состоянию на 14.09.1987 г.), на сторону государственной власти перешло 120 отрядов и групп мятежников общей численностью 6505 человек; протоколы о прекращении боевых действий подписали 140 главарей бандформирований (7070 мятежников). Продолжали вести переговоры с органами государственной власти 315 руководителей отрядов и групп численностью 12 430 человек. Из Пакистана и Ирана за 8 месяцев вернулось 8150 семей афганских беженцев (около 48 200 человек).

Америка не поддержала политику национального примирения. Первые положительные её результаты заставили США принять срочные меры по её нейтрализации. В целях эскалации военных действий они активировали пропаганду широкого масштаба и влили в банддвижение вместе с другими странами 2 миллиарда 830 миллионов долларов США. В феврале 1986 года в докладе на 27-м съезде КПСС М. С. Горбачев сообщил делегатам о плане поэтапного вывода советских войск. Советскому командованию поступило указание: не ввязываться в непосредственные боевые действия, перенести акцент на службу прикрытия, охрану коммуникаций и оборону важных стратегических пунктов. Одновременно принять дополнительные меры по укреплению правительственных сил.

Генерал Варенников отправил министру обороны шифротелеграмму с изложением своей позиции: «Задержка с выводом советских войск даже на год не изменит к лучшему военно-политическую ситуацию в Афганистане, а Советскому Союзу будет нанесен большой ущерб». Поддержало его и командование 40-й Армии. В апреле 1988 года министр обороны СССР подписал директиву о выводе всех советских войск из Афганистана с 15 мая 1988 года по 15 февраля 1989 года в два этапа, при условии, что Женевские соглашения между Пакистаном и Афганистаном будут подписаны. После подписания в Женеве документов началось практическое их выполнение. Численность советских войск в Афганистане к тому времени составляла 100 300 человек, а выводилось на первом этапе 50 200 человек. Второй этап вывода войск согласно графику должен был начаться в ноябре 1988 года. 27 января 1989 года начался, наконец, вывод последних войск.

Михаил Яковлевич немного поведал и об обычаях; если брат умирал, то младший брат должен был взять его жену и детей себе. У них было 10 президентов. 8 из них было убито, один сбежал через Египет в Европу, другой уехал в Италию. Мы помогали им с середины 50-х годов, там находилось около 2 тысяч человек, охраняли важные объекты, было вложено много денег. Когда оппозиция начала прижимать власть, мы помогали им оружием. Россия первая признала Афганистан, как самостоятельное государство.

Вопрос задала Галина: Сколько наших военнослужащих погибло в этой войне.

Ответ: Четырнадцать с половиной тысяч.

Ко: становились ли наши солдаты там наркоманами.

Ответ: Возможно и курили, но я считаю, что мы должны были тогда ввести свои войска в Афганистан, я не считаю, что это была ошибка.

Борис Орлов: Хорошо то, что люди, и особенно Михаил Яковлевич бывший там пять лет, правдиво пишут о событиях и фактах, произошедших во времена, которые стали теперь нашей историей. Потому что всегда находятся люди, желающие все представить в неприглядном свете.

Андрей Кудряшев сказал, что в то время он служил в танковых войсках и помнит, как все писали заявления, чтобы попасть пойти добровольцами воевать в Афганистане.

* * * Зоя Десятова, член Союза писателей. Руководитель женского литературного клуба «В гостях у Власты».