ЛЕГЕНДЫ ДОМА ОФИЦЕРОВ

Создать: 07/14/2017 - 13:41
Дом офицеров Благовещенск
Амур.life побывал в потаенных уголках известного в Благовещенске здания В самом центре Благовещенска стоит здание с пафосными колоннами и барельефом со знаменами, лентами, венками и пятиконечной звездой. Типичный, казалось бы, образец советской архитектуры 30-50-х годов. ДОСА, ДОРА, АОДНТ, а многие благовещенцы называют его по старинке – Дом офицеров. Здание это имеет интересную начинку, дореволюционную историю и, как все старинные здания, – свои легенды.

Автор: Мира Голубева, фото: Василий Романенков (Амур.life)

«Мальчишками мы облазили это здание вдоль и поперек. Путешествие по его коридорам и коридорчикам, лестничным маршам и уголкам, куда не ступала нога простого благовещенца, было для нас своеобразным квестом. Здание казалось нам старинным, огромным и таинственным. Когда я был воспитанником хореографического ансамбля "Ровесники", мы часто бывали здесь – выступали, а перерывах исследовали все, что можно, и все, что нельзя, до тех пор, пока нас не находили и не прогоняли отсюда взрослые», – говорит Олег Алимский.

Сейчас он директор Амурского областного дома народного творчества, и, разумеется, все двери старинного здания для него открыты, и все коридоры доступны. Своим детским маршрутом он провел корреспондента Амур.life.

В рамках истории Благовещенска – здание уж точно старинное. Оно построено в 1901 году. Вернее, его часть, которая раньше была самостоятельным строением – оптовым магазином Торгового дома «Чурин и Ко». «Есть легенда, что между зданиями оптового магазина и основного – ныне Центра эстетического воспитания, была подземная узкоколейная железная дорога для перевозки товаров. Правда, сейчас никаких свидетельств этому в здании не осталось», – рассказывает Олег Николаевич.

Вместе направляемся в «легендарный подвал». Здесь самая настоящая архитектурная эклектика: сводчатый кирпичный потолок, характерный для дореволюционных построек, который подпирают декоративные колонны в стиле сталинского ампира, вклад современных обитателей подвала старинного здания – граффити на кирпичных стенах, толщина которых, кажется, метра полтора – не меньше! Что здесь было во времена чуринского склада, сейчас сказать сложно – возможно, хранились мешки с продуктами, а возможно, помещение использовалось для обогрева, остались воздуховоды – короба дореволюционной постройки. «Возможно, здесь было костровое отопление. В подвале разжигали огонь, теплый воздух поднимался наверх и обогревал верхние помещения здания», – делится предположениями Олег Алимский.

Для жителей Благовещенска постарше подвал был местом манящим, но не всегда доступным – здесь было офицерское кафе.

«Нас, пацанов, понятное дело, сюда не пускали. Заведение для взрослых. Нам просто так сюда попасть было невозможно», – поясняет директор Амурского областного дома народного творчества. Впрочем, до АОДНТ в этой истории еще далеко… Двигаемся дальше.

После революции здание, понятное дело, перестало быть собственностью компании «Чурин и Ко». В 1920 году здесь разместили комиссариат снабжения и продовольствия, затем – управление и центральный магазин Госторга, а с 1927-го – здание стало Домом офицеров Советской Армии. Кстати, спустя год – в 1928-м – в нем выступал Семен Буденный.

«Не знаю, внутри здания выступал Семен Михайлович или вышел на крылечко и с него выступил перед партийно-советским активом области. Но мемориальная доска в память об этом событии установлена», – констатирует Олег Алимский.

 
 

Вообще, здание было небольшим и таким… простым, технологичным и типовым, в отличие от здания ЦЭВа, например, где компания «Чурин и Ко» в свое время не пожалела денег на архитектурные изящества. На оптовом магазине компания явно сэкономила, что логично, наверное: зачем украшать складские, по сути, помещения.

Советская власть к строению отнеслась по-своему творчески – к Дому офицеров в 1952 году пристроили центральную часть с колоннами, фронтоном и барельефом, правое крыло. Здание оштукатурили. Его площадь составила более шести тысяч квадратных метров. Это огромные залы для выступлений, заседаний, репетиций, для игры в бильярд, для танцев и т.п.

Разницу между старой и новой частями здания (хотя этой «новой» тоже более 60 лет) отлично видно на крыше. Вот уж куда точно не ступала нога простого благовещенца, даже Олег Алимский, будучи школьником, не смог туда пробраться. Сумел, только когда стал директором.

Пробираемся на крышу, которая выглядит очень первозданно. «Здесь местами даже краска, похоже, сохранилась с чуринских времен. Очень хорошо видно разницу между чуринскими кирпичами и теми, что были уложены в 50-х. Крепкий кирпич! Отлично сохранились вот эти тяжелые деревянные балки», – Олег Николаевич искренне восхищается архитектурой крыши.

Сейчас здесь обосновались десятки голубей, которые нисколько не испугались нашего вторжения в их чердачное пространство. Их воркование и хлопанье крыльями, говорят, порой даже в концертном зале слышно. Возможно, когда-нибудь удастся оборудовать это место, стилизовать в духе старины и пускать сюда посетителей.

«В прошлом году устраивали мероприятие «Ночь иллюзий», использовали все помещения, но на крышу не заходили, – рассказывает Олег Николаевич. – Но когда-нибудь, возможно, в формате подобного мероприятия это получится сделать. К сожалению, очень мало осталось свидетельств дореволюционного прошлого этого здания. В свое время все, что касалось истории, противоречащей официальной пропаганде, либо уничтожалось, либо объединялось и складировалось в музеях. Возможно, с этим зданием получилось то же самое. Поэтому в качестве исторических экспонатов нам здесь показывать особо нечего».

Спускаемся в зал – сюда, конечно, приходили десятки тысяч простых благовещенцев. А сотни пар глаз наверняка смотрели с опаской на массивную люстру в центре: «а вдруг ка-а-ак … упадет!»

«Ну что вы! Она очень крепко держится, – успокаивает директор АОДНТ. – Этой люстре, как и светильникам в фойе здания, более 50 лет. Каждый год массивное украшение опускают вниз с помощью специальной лебедки – моют, меняют лампочки и поднимают обратно».

Полвека и орденским элементам с изображением башни Кремля на стенах зала, гипсовому гербу СССР над сценой, декоративным деревянным решеткам, маскирующим вентиляционные шахты. Зал, кстати, если кто-то не помнит, был плоским и одним из лучших по акустическим характеристикам в Амурской области. Во время концертов в ложах обычно сидел генералитет или Степан Авраменко, первый секретарь Амурского обкома КПСС. Это было его любимое место.

«А мы в детстве пробирались на балкончики, где работали осветители и смотрели оттуда концерты, пока не приходили электрики и не выгоняли нас оттуда», – добавляет Олег Алимский.

Спускаемся под сцену – здесь стихийно приспособленная с давних времен своеобразная гримерка для коллективов. Кресла, которые сейчас здесь расставлены, тоже можно сказать старинные – Олег Алимский помнит их с детства. Раньше они стояли в зале – крепкие и тревожно скрипящие от малейшего движения. Видимо, чтобы участники партсобраний не засыпали. Здесь же была оркестровая яма.

«Много лет назад на одном из концертов "Ровесников" артистка делала крутку. Крутила, крутила и… упала в оркестровую яму! Неловкий момент, но номер продолжился. Артистке хватило два такта, чтобы, оказавшись в оркестровой яме, добежать до лестницы и вернуться на сцену. И такое бывало», – смеется Олег Николаевич.

В 1988 году здание стало памятником истории и культуры – государство взяло его под свою охрану. До 2011 года здесь располагался Дом офицеров Российской Армии, а затем оно было передано Амурскому областному дому народного творчества. Здание стало домом для многих творческих коллективов города и области.

В следующем году у учреждения юбилей – 60 лет. Но это не все – в 2018-м планируется начать первый этап реконструкции, которая коснется старинной части здания. Это откроет перед учреждением новые возможности и сделает его помещения более презентабельными и конкурентными, а значит, откроет новую страницу истории Дома. Кстати, подобных образцов монументального искусства середины ХХ века в центре Благовещенска больше нет.