Портал военных учреждений культуры

Персональная выставка «Художник Морского музея. Андрей Тронь»

Создать: 12/15/2020 - 14:37
Андрей Тронь «Спуск на воду фрегата «Паллада». 1 сентября 1832 года»

В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого начала работу персональная выставка «Художник Морского музея. Андрей Тронь».

К ЮБИЛЕЮ МАСТЕРА

Каждый, кто хоть немного интересуется историей Военно-Морского Флота России, непременно встречался с картинами художника-мариниста Андрея Анатольевича Троня. Морские баталии, дальние походы и, конечно же, корабли — красивейшие парусники, мощные броненосцы, величественные крейсера и скромные подводные лодки.
— Я не кораблестроитель, не инженер, но люблю корабли, как одно из величайших творений человеческой цивилизации, — пояснял истоки своего творчества мастер. — Может, после колеса это второе изобретение, которое двинуло цивилизацию настолько серьёзно.
Уже 36 лет Андрей Тронь служит делу отечественной морской истории в стенах ЦВММ. Более двух сотен его графических работ пополнили за эти годы собрание музея. Они востребованы на многочисленных выставках, служат иллюстрациями для книг и периодических изданий, посвящённых морской тематике. В их числе серии работ «К 100-летию подводных сил России», «300 лет морской пехоте России», «Из истории Охтинской верфи», «Форма одежды моряков Российского флота», «Корабли русских экспедиций и исследований», «Цусимское сражение».
— Флот для меня — прежде всего, люди. Моряки. Отцовская форма, которая была в доме; кортик, который мне после пяти лет разрешалось трогать, — вот это для меня был флот, — вспоминал влюблённый в море художник.
Родился Андрей в 1960 году в Ленинграде. Его отец был военно-морским офицером, человеком разносторонне образованным. Он привил сыну любовь и интерес к истории и искусству. Мама, руководитель крупной библиотеки города, открыла будущему художнику волшебный мир книги.
— С малолетства отец водил меня по музеям нашего города, в первую очередь — в Центральный военно-морской, — делился воспоминаниями Андрей Тронь. — Все эти яркие впечатления остались у меня в душе, и жизнь распорядилась так, что 36 лет назад я пришёл сюда работать.
В 1984 году выпускник художественно-графического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена начал свой трудовой путь в стенах ЦВММ, а уже в 1989 году он стал главным художником музея и работал над совершенствованием архитектурно-художественного облика экспозиции. С творческими целями он совершил два дальних похода на кораблях ВМФ.
— Традиция иметь на борту корабля в походе своего художника принадлежит Британии, — пояснял Андрей Анатольевич. — Сначала она была необходима для фиксации событий. Все нарисованное за время плавания потом прилагалось к отчёту о путешествии. Российский флот также перенял эту традицию: во всех наших великих путешествиях и плаваниях принимал участие мастер из Академии художеств. Сейчас эти работы — ценнейший материал для бытоописателя. Художник рисовал, как матросы одеты, как пушка определённым образом закреплена на палубе. Не как положено, а как в жизни было — вот, что важно. Таких рисунков сохранилось немного, традиция же продолжается, и наша студия её поддерживает — художники ходят на боевых кораблях нашего флота.
С начала 1990-х годов Андрей Тронь участвовал в подготовке более 30 временных выставок, а также в разработке концепций и художественного оформления музейных печатных изданий.
В январе 2000 года он перешёл в студию художников-маринистов при ЦВММ. Главное направление в творчестве мастера — историческая реконструкция. Его работы отличаются достоверностью, точностью, тщательной проработкой деталей, активно используются для экспозиционно-выставочных и издательских целей. А.А. Тронь проиллюстрировал своими рисунками более 50 книг.
В соавторстве с коллегами им были созданы и проиллюстрированы альбомы по истории отечественного флота: «Балтийский флот. Три века на службе Отечеству», «Война на море. 1904-1905», «Цусима — хроника-реквием», «Корабль. Четыре времени года», «Морской музей России», «Аврора». Корабль, памятник, музей».
В ноябре 2004 года Указом Президента Российской Федерации Андрею Анатольевичу Троню за заслуги в области изобразительного искусства было присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Сегодня работы мастера находятся в музеях и в частных собраниях России и многих зарубежных стран — в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи и Государственном мемориальном музее А.В. Суворова, в музее семьи Бенуа и интернациональном морском музее Гамбурга, в музее Екатерины II в Цербсте и датском королевском музее, в собрании герцога Эдинбургского и коллекции барона Фальцвейна, в капитанской каюте музея-парусника «Rickmer Rickmers» и на борту исторической яхты «Sea Cloud». Андрей Тронь — автор художественных проектов для Морской резиденции Президента России в Стрельне.
Открывая выставку в ЦВММ имени императора Петра Великого, его директор Руслан Нехай пожелал юбиляру творческого долголетия, отметив тот факт, что в трудовой книжке Андрея Троня всего одна запись — Центральный военно-морской музей.
— Я горжусь, что столь масштабному мастеру, как Андрей Анатольевич, вклад которого в работу музея невозможно переоценить, нравится работать в нашем Центральном военно-морском музее, — сказал Руслан Нехай.
Главный художник ЦВММ Вадим Сергеев отметил, что важным жанром творчества Андрея Троня стала историческая реконструкция. Однако художник далёк от сухой чертёжной манеры. Для него важно поместить реконструированный объект в достоверную историческую среду, сделать его частью живого реалистического пейзажа. Мастер работает преимущественно в графической технике акварели, гуаши, темперы, продолжая традиции европейской акварельной школы XIX века.
Эту особенность творчества Андрея Троня подчеркнул и заведующий мастерской военных художников-маринистов ЦВММ Игорь Дементьев:
— Залог многолетнего успеха Андрея Анатольевича в его неподвластной модным веяниям классической манере. Не случайно, его графические листы очень часто принимают за работы художника XIX века. Это без лишних слов доказывает принадлежность Андрея Троня к лучшим наследникам отечественной и европейской акварельной школы.
В завершении церемонии открытия выставки Андрей Тронь поблагодарил коллег-музейщиков за помощь не только в подготовке экспозиции выставки, но и в повседневной работе:
— Всем, что я сегодня знаю и умею, я обязан музею и замечательным людям в нём работающим. Лет 50 назад, вместе с отцом, я впервые появился в нашем музее, и с тех пор он в моём сердце, — сказал Андрей Тронь, открывая авторскую экскурсию по юбилейной выставке своих работ.

Валерий КОМИССАРОВ, фото ЦВВМ
11.12.2020 «Страж Балтики»