Еще в 90-х годах у севастопольских корабелов, построивших более десятка крейсерских морских яхт, с неограниченной дальностью плавания, обнародована идея – к 200-летию спуска на воду брига «Меркурий» построить для города копию исторического морского боевого символа, каким и является бриг «Меркурий».
Победа одиночного брига над двумя линейными кораблями противника стала символом отваги, мастерства; примером мужества и геройства на века не только для всех россиян. Это подвиг Севастополя, вошедший в мировую историю.
На Матросском бульваре в 1839 году был открыт посвященный этому подвигу памятник, который и сейчас воодушевляет, и формирует сознание любого прохожего - «Потомству в пример».
Побудительным мотивом постройки достоверного макета брига «Меркурий» для севастопольских энтузиастов послужила идея создания историко-документального фильма «Бриг «Меркурий» по задумке кинопродюсера Ю. Боброва. Сюжетом послужила одноименная книга нашего земляка-севастопольца Г.А. Черкашина. Хотя идея постройки действующего макета прославленного Брига довлела на нас задолго до киношников. Просто не было средств. Их и сейчас нет. Но сейчас у нас есть Государство.
Постройка исторической копии «Меркурия» особых затруднений и проблем не представляет. Построенные севастопольскими умельцами яхты по размеру соизмеримы с бригом. Длина яхты «Галла» («Петр Великий») составляет 21 м. Брига - 29 м. Наши яхты испытаны на прочность и надежность в Атлантике и в Индийском океане. В 1996 году, в честь 300-летия русского флота, яхта «Петр Великий» прошла по местам морских сражений в бассейне Черного и Средиземного моря. Севастопольцы - это не только опытные корабелы, но и патриоты. Помнят свою историю. И нет сомнения, что при обеспечении финансирования бриг «Меркурий» в день его 200-летия - 20 мая 2020 года - напомнит о себе и украсит панораму исторической Морской крепости. И дело не только в дате. Важно, что в Морской крепости парк «Патриот» пополнится таким экспонатом.
Остается еще один важный вопрос, от решения которого все и зависит, – бриг будет «дубовым» или «железным».
«Дубовый» проект, предложили корабелы из Санкт-Петербурга. Рассмотрим вариант «деревянного» «Меркурия».
Для деревянного корпуса, с целью соблюдения исторической и архитектурной достоверности, необходим дуб, а «дубовая» технология, кроме других проблем, потребует времени, а его уже не остается. Это длительный процесс. Да в деревянных корпусах уже нет и необходимости. Когда кораблестроители предложили Петру I строить корпуса «из железа», то Государь оценил это предложение просто: «Даже дурак знает, что железо в воде тонет. Пшел вон!» С того времени прошло уже более трехсот лет. Сейчас железо уже «не тонет». Да «железный» корпус и долговечнее, и менее затратен. Примером долговечности могут послужить крейсер «Аврора», ледокол-буксир «Леонид Красин», буксир «Волынец», наш спасатель «Коммуна» («Волхов»). И если «Аврора», «Леонид Красин» - сохранены как музеи, то «Волынец» был утилизирован лишь после 100-летней службы. В 1989 году он еще проходил ремонт на Кронштадтском морском заводе. Более чем столетняя «Коммуна» до сих пор на службе.
«Дерево», хоть и «не тонет», но столько не прослужит. Его век - при условии высокой культуры эксплуатации - не более 20-30 лет. Бриг «Меркурий» прослужил 27 лет, и был списан «из-за ветхости». Кроме того, затраты на содержание парусника гораздо выше. Наши 100-летние парусники «Крузенштерн» и «Товарищ» до сих пор сохранились только потому, что они «железные», и будет вполне оправданным решением предложение наших севастопольских корабелов построить «железный» бриг, сохранив при этом проектную и архитектурную достоверность. Хотя о полной достоверности говорить не приходится. Такому паруснику без двигателя внутреннего сгорания не обойтись.
Нельзя не учитывать и стоимость проектов. Деревянный «Меркурий», строящийся в Санкт-Петербурге, обойдется казне вдвое дороже. К тому же необходимо добавить и затраты на его перевод (транспортировку) в Севастополь. А это и время, которого в обрез, дополнительные затраты, да и морока.
Остановившись на «железном варианте» наши корабелы (верфь ООО «Техцентр «Возрождение») подготовили техническое предложение, смету и проект Технического задания и обратились в госструктуры различного уровня за поддержкой. Регистром судоходства «железный» корпус брига был одобрен. Оно и понятно. Память об этом беспримерном подвиге русских моряков нужно сохранить. А равновеликая копия брига «Меркурий» в составе парка «Патриот» станет особым предметом восторга для туристов и жителей города. «Меркурий» станет эффективным участником в формировании патриотического стержня не только для севастопольцев, но и всей страны.
И тут дело не только в подвиге «Меркурия». Это дань уважения и памяти севастопольским корабелам. Мы их наследники. Севастопольцы это знают. И долг памяти готовы отдать. Тем более, что и бриг «Меркурий» строился в Севастополе в Севастопольском Адмиралтействе. И потомки наших севастопольских корабелов свой профессионализм уже показали и доказали. Но это оказалось не главным. Идея создания действующего макета легендарного брига была поддержана корабелами Санкт-Петербурга, правда с претензией на лидерство в этом вопросе, что и стало предметом серьезного спора между уже сформировавшимися группами претендентов на право выполнения этого почетного и ответственного заказа. Пошли в ход даже непристойные приемы.
А дело в том, что эта работа дорогостоящая и выгодная. Получился конфликт интересов и долга. Хотя не зависимо ни от чьих интересов было бы глубоко символичным и показательным, во всех отношениях, силами севастопольских корабелов, как прямых наследников славы отцов и отдать долг памяти и уважения своим отцам-героям. Из других рук они этой подачки не примут. На эту «мелочь», правда, никто не обратил внимания и спор продолжается до сих пор. Хотя уже и от деревянного корпуса все отказались, но вопрос лидерства остался. Хотя тут явное столкновение двух подходов: выгоды и бескорыстия. Иначе, зачем привлекать стороннюю организацию, когда Бриг строился на севастопольском Адмиралтействе. И Севморзавод – его преемник – ждет не дождется заказа на строительство исторического, прославленного на весь мир корабля. И подвиг брига «Меркурий» – это биография Черноморского флота, Севастополя. И сооружением копии Брига севастопольцы подтвердят-покажут насколько они достойны своих отцов. Отцов-корабелов. Отцов-героев. Да и налоги останутся в казне города. Пригодятся. Хоть и на памятник детям-подпольщикам.
Передача заказа на строительство брига Санкт-Петербургу, при всем уважении к нему, будет потомкам не в пример, а больше в обиду. Севастополь это не только морская крепость, а город-Храм! Во всех отношениях. А торги в Храме неуместны. Духовные и моральные долги каждый отдает сам. В нашем случае с бригом «Меркурий» - это Севастополь. Который и сам может пригласить петербуржцев, как равных по духу и культуре коллег-кораблестроителей, как признание заслуг Петербурга в кораблестроении и мореплавании. Это другое дело. Вполне корректное и понятное. Но не более того. Тем более, что судоремонтными и судостроительными возможностями Севастополь отличается с первых дней его основания. Хотя при современных технологиях нужна лишь строительная площадка; яхта «Петр Великий» так и строилась. О ней выше уже говорилось. Кроме того, бриг строился на севастопольском Адмиралтействе. Севморзавод – это его преемник. И с честью с этой задачей справится. Это его наследный долг. Все, кто сколько-нибудь связан с морем, уверены, что севастопольцы, их культура и отношение к городу русской славы, всегда было примером высокой морали и в лице своих мастеров-корабелов отдадут долг памяти своим национальным героям, истории и городу собственноручным действующим макетом легендарного брига «Меркурий», который, по мнению общественности будет не только предметным символом и живым примером мужества и геройства, но и в День Военно-морского флота возглавит колонну кораблей на морском параде.
В.В. Стефановский
Капитан 2 ранга в отставке,
Член Союза писателей России,
Председатель историко-культурной просветительской ассоциации «Морское собрание»