«На войне, в быту суровом, в трудной жизни боевой…
…не прожить наверняка…
Без чего? Без правды сущей, как бы ни была горька…
Без тебя, Василий Теркин,
Вася Теркин — мой герой!»
Эти слова Александра Твардовского теперь смело могут сказать про себя артисты драматического театра ВВО. Премьера спектакля «Василий Теркин. Книга про бойца» состоялась 4 декабря в 18.30 и 6 декабря в 16.00. О том, как создавался спектакль, рассказали в пресс — службе театра.
Впервые идея поставить «Теркина» прозвучала из уст главного режиссера театра Алексея Похресного на творческом собрании осенью 2019 года. Как известно, 2020 год — юбилейный год Победы, поэтому перед военным театром стояла задача выпустить что-то особенное. В истории театра уже был опыт данной постановки, спектакль «Василий Теркин» шел на подмостках в начале 70-х годов. В музее театра сохранился тот самый экземпляр пьесы, взятой за его основу, датированный 1961 годом. На титульном листе значится, что это сценическая композиция Константина Воронкова по мотивам поэмы Твардовского в 2-х действиях и 12 картинах, рекомендованная отделом театров Министерства культуры СССР. Она же и могла стать основой для нового спектакля, премьеру которого зрители должны были увидеть 9 мая, но в планы вмешался «COVID».
— Если бы спектакль выпускался, как и планировали, ко Дню Победы, мы бы взяли ее в работу, несмотря на большое количество действующих лиц. А так как работа была отложена, во время карантина у меня появилось время по-другому посмотреть на этот материал. Я прочитал почти все основные произведения Твардовского, перечитал много литературной критики, разборов по теме Василия Теркина. И увидел, что есть материалы, которые напрямую не относятся к «Книге про бойца», но они также написаны в годы ВОВ и после ее окончания, и под конец в них упоминается — «в такой деревне мог жить Теркин» или «он красив, как Теркин». На мой взгляд, это были отсылки к основному произведению. У меня тогда стала возникать идея, что нужно расширить «вселенную» Теркина и создать ее такой, какой я увидел ее в тот момент. Когда начались репетиции, я продолжил писать инсценировку, и она рождалась вместе со спектаклем, — рассказал режиссер спектакля Алексей Похресный.
В начале действия зрители окажутся в современной школе на открытом уроке литературы, и услышат, как создавалось знаменитое произведение Александра Твардовского — поэма про Василия Теркина, получившая всенародное признание. А дальше через живое воображение учительницы вместе с учениками попадут в атмосферу войны, в ту самую «Книгу про бойца».
Так как просто невозможно показать всего «Теркина» в одном спектакле, в его основу были включены самые известные и любимые всеми главы — «Переправа», «Дед и баба», «Шапка», «Орден», «Теплушка», «Смерть и воин», «Сабантуй». Все они объединены в разные места действия.
— Мне было интересно сделать именно такую вариацию, тем более я исходил из того, что в действительности, когда были опубликованы первые главы произведения о Теркине, в разные газеты, особенно в «Красную звезду» приходило множество писем от фронтовиков, и в каждом писали примерно следующее: «А у нас был такой, Иван Иваныч, именно с него писали персонаж» или «…а у нас, Петр Петрович, это он поднимал наш дух, он и есть Теркин». Каждый считал, что Теркин служил рядом с ним или с его друзьями, знакомыми. От этого и родилось, что нельзя показать Теркина, как один персонаж, Теркин — это собирательный образ, возникший во время войны. Теркин — это народ, это люди, которые воевали и прошли все ужасы войны, и мы вместе со зрителем пройдем этот путь — от начала и до Берлина, — поделился режиссер.
В разных частях поэмы Твардовского предстает, то Теркин — танкист, то разведчик, а то — и пехота. Поэтому в спектакле Теркин тоже будет разным. Сразу шесть артистов исполнят роль главного героя, каждый в своем эпизоде. В одном из самых лиричных — «Теркин ранен», когда герой протягивает связь, но попадает под артобстрел и в одиночку захватывает дзот врага, главную роль исполняет Андрей Болсуновский. На вопрос о том, как проходит работа над ролью, артист скромно отметил:
— Как в той песне — «со слезами на глазах…», тема патриотическая — поэтому и отношение к ней более трепетное.
Помимо уже знакомых опытных артистов зрители увидят в спектакле работу студентов Приморского краевого колледжа культуры — Даниила Квитко и Максима Чипизубова. Это хороший шанс для них — дебют в полной роли на сцене театра, у каждого — свой эпизод.
Над сценографией спектакля работал главный художник театра Юрий Воронков. Так как в спектаклей много мест действия, было решено изготовить декорацию — трансформер. За счет жестких вставок локации быстро меняются. Вот были школьные парты, доска, но все это убирается и зритель видит уже металлические опоры взорванного моста, берег реки, вагон теплушки, баню. Костюмы персонажей полностью стилизованы под военную форму Великой Отечественной войны.
— Единственное отступление, которое мы себе позволили, касается погонов. Так как действие спектакля длится от начала войны до Победы, а погоны ввели только в 1943 году, на наших костюмах они появятся раньше. На это шаг мы пошли, чтобы сократить время переодевания артистов, — отметил художник.
Красной линией через весь спектакль проходит музыка Булата Окуджавы, поэта, композитора, который сам прошел практически всю войну. Он ушел на фронт в 1942 году, получил первое ранение, лежал в госпитале, а потом вновь вернулся в строй. Первые свои песни Булат Шалвович написал на войне. Кстати, интересно, что у поэта еще и день рождения 9 мая, то есть в 1945-м, когда все праздновали День победы, Окуджава отмечал еще свой день рождения. В спектакле прозвучат его песни — «Бери шинель», «Ворон», «Бумажный солдат», «Старая солдатская песня», «Молитва Франсуа Вийона» и «До свидания, мальчики». Последняя, как стихотворение на музыку. Песни Окуджавы украсили и так гениальный текст Твардовского, они не противоречат, а только дополняют друг друга. В спектакле используется живой инструмент — гитара. Звукорежиссером театра Андреем Высоцким проделана серьезная и очень большая работа на тему звуков, им найдены варианты звучания разных снарядов, стрельба из различных орудий, звуки атмосферы времен года.
Хочется отдельно рассказать о хореографии спектакля. Идею режиссера воплотила хореограф спектакля Екатерина Арабаджиева.
— Теркин — это не человек, который все время думает о себе, о победе… Это человек, который постоянно думает о Родине. От этого возник образ русских девчонок, которые ждут солдата, ждут его возвращения. Они — это то, ради чего боролись, ради дома своего. В одной из последних глав книги про Василия Теркина «Дорога на Берлин» есть момент, где он идет и видит русские березы. Это один из интересных моментов для меня, — отметил Алексей Похресный. Образ русских берез, которые дороги герою, подсказал мне идею танца, чем-то напоминающего стилистику ансамбля «Березки» с их классическим исполнением, которое видел и которым восхищается весь мир.
Спектакль «Василий Теркин. Книга про бойца» можно посмотреть на сцене драматического театра ВВО (ул. Советская, 31 — ДОРА).
Новости Уссурийска ussur.net