Театр Армии расширяет сценическое пространство

Создать: 03/24/2018 - 21:31
ЦАТРА, москва

В День работника культуры России в ЦАТРА откроется новая сцена В летописи главного военного театра страны появится новая страница. 25 марта здесь состоится торжественное открытие ещё одной сцены, пока получившей название «Экспериментальная». Именно на ней будут экспериментировать, показывать свои творческие возможности молодые режиссёры и актёры.

Автор  Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».

Зал, маленький и уютный – всего-то 75 мест, практически сам стал сценой. Он уникален: зрители смогут побывать в прежнем театральном закулисье, ведь под него отдан бывший бутафорский цех. С одной стороны, получилось современное сценическое пространство, с другой – здесь удалось сохранить особую энергетику академического театра с великой историей. Историей во всех смыслах этого слова, потому что жизнь этого театра всегда была самым тесным образом связана с жизнью страны, с её армией и флотом.
Помимо спектаклей в новом сценическом пространстве планируют проводить творческие вечера, мастер-классы, встречи с режиссёрами и артистами. 
Днём рождения ныне Центрального академического театра Российской Армии стало 6 февраля 1930 года. Тогда в столице труппой только что образованного театра молодой советской республики была представлена премьера «К.В.Ж.Д.», посвящённая конфликту на территории Китая. Десять лет театр был выездным, работал в воинских гарнизонах по всей стране, но под него уже возводилось особенное здание в центре Москвы в виде гигантской пятиконечной звезды, настоящий шедевр театральной архитектуры. Открытие театра состоялось 14 сентября 1940 года. Сцен было две. На Большой тогда показали спектакль «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского, а через две недели на Малой зрители увидели «Мещан» Максима Горького. К нынешнему дню на этих сценах состоялись сотни премьерных постановок.
Но время требует новых подходов и к репертуару, и, соответственно, к площадкам, где можно увидеть новые спектакли. 
Третья, Экспериментальная сцена, облик которой разработал известный художник-дизайнер Алексей Трегубов, откроется премьерой спектакля «Пятая колонна» по пьесе Эрнеста Хемингуэя в постановке режиссёра Галины Зальцман. И не случайно, ведь тема, поднятая в ней, актуальна на все времена. Пьеса была написана осенью и в начале зимы 1937 года, когда в Испании шла гражданская война.
 
Теперь в Центральном академическом театре Российской Армии есть ещё и Экспериментальная сцена
 
Вот что об этом писал сам Хемингуэй, непосредственный участник событий. «Каждый день нас обстреливали орудия, установленные за Леганес и по склонам горы Гарабитас, и пока я писал свою пьесу, в отель «Флорида», где мы жили и работали, попало больше тридцати снарядов. Так что если пьеса плохая, то, может быть, именно поэтому. А если пьеса хорошая, то, может быть, эти тридцать снарядов помогли мне написать её. Каждый раз, выезжая на фронт – ближайший пункт фронта находился на расстоянии полутора тысяч ярдов от отеля, – я прятал пьесу в скатанный матрац. Каждый раз, вернувшись и найдя комнату и пьесу в сохранности, я радовался. Пьеса была закончена, переписана и отослана перед самым падением Теруэля. Название пьесы взято из заявления мятежников, сделанного осенью 1936 года, о том, что, кроме четырёх колонн, наступающих на Мадрид, они располагают и пятой колонной, находящейся в самом городе и готовой атаковать его защитников с тыла»…
 
Понятие «пятая колонна» с тех пор стала трактоваться так: тайные, законспирированные враги, готовые в любой подходящий момент нанести удар с «тыла» или, подтачивая силы противника, творить зло и вред исподтишка. В спектакле, музыку к которому написал замечательный композитор Рубен Затикян, главную роль – Филиппа – играет Максим Чиков, в двух главных женских ролях – Татьяна Морозова (Анита) и Елена Сванидзе (Дороти).

 

Пока в репертуаре Экспериментальной сцены несколько спектаклей. Кроме «Пятой колонны» режиссёра Галины Зальцман, это «Ночная повесть» (режиссёр Татьяна Морозова), «Похищение» (режиссёр Сергей Смирнов), «Омлет» (режиссёр Александр Вислов), «Диссидент» (режиссёр Глеб Черепанов), «Метод Гренхольма» (режиссёр Татьяна Морозова), «До режиссёра», авторский проект Владимира Ерёмина.