Создать: 07/18/2018 - 19:29
К Дню Военно-морского флота России в Северной столице будет установлен необычный памятный знак – стела с мозаичным воспроизведением известной работы народного художника РФ Василия Нестеренко.
Сама картина была написана художником в 1994 году как его дипломная работа в МГХИ им. В.И. Сурикова. На сегодняшний день её можно увидеть в экспозиции Центрального музея Вооружённых Сил в Москве. В основу сюжета положено событие 11 августа 1723 года – чествование «дедушки Российского флота» – знаменитого Петровского ботика.
Вот как о замысле работы рассказал в своё время сам Василий Нестеренко: «В своей картине «Триумф Российского флота» я хотел показать величие Петра I и величие его дел. А это, по-моему, в том числе созданные им в кратчайшие сроки сильнейшие в мире флот и армия. Я писал картину в начале 1990-х, в сложное для нашей страны время. И мне казалось важным показать сильную Россию, её триумф. В Петре я вижу светлого человека, отдавшего свою жизнь за новую, великую, просвещённую страну».
…Полотно «Триумф Российского флота» – произведение монументальное, его размеры 310х590 см. В уникальной мозаике, которая идеально передаёт все художественные, цветовые нюансы работы, эти немаленькие размеры практически соблюдены.
Перевод картины в новую форму приурочен к памятным и историческим датам, отмечаемым в 2018 году: 330 лет назад на Серебряном острове, в амбаре Ольняного пруда в московской царской усадьбе Измайлово, будущий Пётр Великий нашёл ботик «Николай Чудотворец», который позже назовут «дедушкой русского флота». Ныне он хранится в Центральном военно-морском музее Петербурга. А 295 лет назад, 7 (18) октября 1723 года, на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт.
Сам памятный знак с мозаичным воспроизведением картины представляет собой бронзовую стелу, габаритами 8500х6500х1500 мм, выполненную в классических ордерных архитектурных формах и декорированную бронзовыми элементами с морской военной геральдикой и гербом Кронштадта. Общее монументальное решение должно превратить Якорную площадь в Кронштадте в небольшой музей под открытым небом, воспевающий славные традиции Российского флота.
Скульптор проекта – народный художник РФ Салават Щербаков, архитектор – Василий Данилов. Как объяснил скульптор, сама рама как обрамление мозаики весит 15 тонн. И здесь надо понимать, что, когда картина выносится из музейного пространства на улицу, важны соответствующие пространственные, архитектурные формы, чтобы она «прозвучала».
Над переводом картины в мозаику работала замечательная команда – 20 художников-мозаичистов, которые смогли выполнить тяжелейшую задачу в кратчайшие сроки – в течение одного месяца. Ведь для того чтобы передать цветовую гамму полотна, было задействовано 200 цветов смальты! Цветовую палитру утверждал сам автор картины, Василий Нестеренко, он же следил за ходом работы. Символично, что мозаику создавали в одной из мастерских в Измайлово – родине легендарного ботика.
Мозаику «Триумф Российского флота» можно будет увидеть на Якорной площади у Морского собора в Кронштадте
Руководитель мозаичной мастерской – Михаил Лапин. Он вместе с Василием Нестеренко и Салаватом Щербаковым руководил мозаичной частью проекта. Непосредственно в самой команде работали три бригады под руководством Богдана Лавриненко, Анатолия Гончаренко и Антона Беликова. Команда в основном молодая, среди художников есть и девушки, и все они в свою работу именно что влюблены. И в данном случае с учётом сложности поставленной задачи руководствовались десантным лозунгом: «Никто, кроме нас!». К тому же один из самых опытных мозаичистов, Анатолий Гончаренко, служил в своё время в ВДВ. И в свои немного за семьдесят может дать фору многим.
Как рассказал Лавриненко, чтобы соблюсти сроки, были единственно правильным образом организованы рабочие места. Главный секрет скорости – достаточно легко сдвигаемые столы необходимой конфигурации. Конечно же, на стене висела репродукция картины. Такая же картина сначала была положена на собранные вместе столы и разделена на части по фигурам изображённых на ней людей так, чтобы после сведения их воедино практически не было швов. И надо было аккуратно сделать добор в местах стыковки уже при сборе мозаики в Санкт-Петербурге. Кстати, как бережно упакованные части мозаики доставляли в город на Неве, как собирали, – отдельная история. Если обо всей работе над проектом сказать коротко, то получится так: мастера и таланты в нашей стране не перевелись.
Интересно, что смальта для мозаики использовалась как итальянская – она считается лучшей, так и наша отечественная, которую производили и до сих пор выпускают на производствах в Москве и Санкт-Петербурге. Кстати, не вся она поставляется сразу в нужных размерах. Чтобы разрубить блоки на соответствующие работе кусочки примерно сантиметр на полтора, художникам помогают кольщики. Технологически это была сложнейшая работа, особенно с учётом больших размеров картины. Высота заливочного клея для скрепления кусочков смальты должна быть 17 миллиметров, толще нельзя при общей монтировке, тоньше тоже, иначе при сложной конфигурации собираемых кусков она начнёт ломаться. И таких нюансов было много. Это очень трудоёмкий процесс.
Кстати, работы художников-мозаичистов можно увидеть и в Москве. В районе метро «Водный стадион» на уличном фасаде одного из торгово-офисных комплексов на улице Адмирала Макарова, дом 6, размещены 24 мозаики на тему Санкт-Петербурга под общим названием «Невский причал». Это серия панно по эскизам как раз Богдана Лавриненко, одного из создателей мозаики по картине Василия Нестеренко.
Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»