Портал военных учреждений культуры

ВЕЧЕР В ДОМЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ В ЧЕСТЬ 100-ЛЕТИЯ НИКОЛАЯ ДУПАКА

Создать: 10/08/2021 - 19:57
ВЕЧЕР В ДОМЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ В ЧЕСТЬ  100-ЛЕТИЯ НИКОЛАЯ ДУПАКА

В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына 6 октября состоялась премьера литературно-музыкальной композиции «Мне дожить бы, хотя бы до ста!..», посвященной 100-летию фронтовика, прославленного актера, легендарного директора известного Театра на Таганке заслуженного артиста РСФСР, заслуженного артиста Украинской ССР Николая Лукьяновича Дупака.

Точнее сказать, в уютном и гостеприимном Доме русского зарубежья состоялся душевный творческий вечер, где в непринужденной, камерной обстановке (хотя мероприятие проходило в Большом зале ДРЗ) его участники вели разговор о великом человеке – Николае Лукьяновиче Дупаке, чей вековой юбилей широко отмечали в Москве накануне. Поначалу казалось, что после масштабного и пышного торжества в Доме кино этот вечер потеряет свою актуальность и значимость. Но нет, живой реакцией на происходящее на сцене зрители подтвердили неподдельный интерес к событию.

Стержнем вечера, безусловно, стала яркая, вдумчиво построенная на стихах, песнях и киносюжетах литературно-музыкальная композиция «Мне дожить бы, хотя бы до ста!..», поразившая массой малоизвестного документального материала: здесь и фрагменты из фильмов и спектаклей, и архивные видеокадры.  К слову, все эти документы содержит и одноименная книга, презентация которой прошла одновременно. Автор сценария композиции и книги один – поэт, музыкант, исполнитель, начальник музея Владимира Высоцкого в Тольятти Виктор Куликов. Он же предстал и в роли ведущего вечера.

О Викторе Куликове образно и точно сказал директор ДРЗ Виктор Москвин, чье выступление прозвучало в самом начале.  В свое время он долго трудился рука об руку с Николаем Лукьяновичем, знает о нем очень многое, потому прозвучавшее его признание Виктора Куликова неутомимым биографом юбиляра, конечно же, дорого стоит. А еще Виктор Александрович отметил высочайший творческий потенциал, прекрасные организаторские способности подвижника из Тольятти и назвал потрясающими мероприятия, которые он проводит. Замечу, прошедшее мероприятие – далеко не первое, что проводил Виктор Куликов. В мае этого года он презентовал другую книгу, посвященную Николаю Дупаку, причем с той же творческой командой.

Что же рассказал со сцены негласный биограф о своем герое? Максимально используя технологические возможности, в том числе документальное видео, благоприятный музыкальный фон и безупречно подобранные сольные выступления певцов (в таком режиме проходила вся композиция), он не только красиво подал информацию о том, что Николай Лукьянович Дупак родился 5 октября 1921 года в украинском поселке Старобешево Донецкой области в многодетной семье, но и также с любовью раскрыл всю его родословную. Не скрою, было любопытно узнать о многих интересных фактах из весьма насыщенных детских лет Николая Дупака, когда проявилась незаурядность и даровитость будущего актера, прошедшего школу знаменитого Юрия Завадского в Ростове-на-Дону накануне Великой Отечественной войны.

Конечно, особый интерес вызвали страницы биографии Николая Лукьяновича, непосредственно связанные с войной, на которую он пошел, по сути, со съемочной площадки Александра Довженко, создававшего кинофильм «Тарас Шевченко». И здесь автор от души постарался, показывая на экране красноречивые кадры, раскрывающие его боевой путь от курсанта Новочеркасского кавалерийского училища до командира взвода разведки, командира гвардейского кавалерийского эскадрона. За годы войны он был трижды ранен, один раз контужен, терял слух и даже речь. После комиссации в одном из госпиталей стал организовывать спектакли для раненых бойцов. Эти спектакли и вернули Николая Дупака к большой творческой деятельности.

Ну а работа в Театре на Таганке, который он, можно сказать, заново создавал – это золотая четверть прожитого им века. Как отмечал Виктор Куликов, в 1963 году сорокалетний Николай Дупак попросил направить его «в самый плохой театр Москвы». А оказавшись на первом собрании труппы, заявил: «Хорошим артистом себя не считаю, а директором буду работать на совесть». И на его совести – приглашение на должность худрука Юрия Любимова, который тогда был педагогом Щукинского училища и выпустил со студентами «Доброго человека из Сезуана» – спектакль, с которого начался в итоге взлет Таганки.

Заслуги Дупака на поприще директора театра огромны, и это также отражено в сценарии композиции: начиная с названия «Театр на Таганке» и его знаменитой черно-красной эмблемы, которые он придумал, появления в труппе Владимира Высоцкого до рождения каждого спектакля – будь то «Павшие и живые» или «А зори здесь тихие», и создания актёрам и другим сотрудникам театра условий, необходимых для плодотворной работы и отдыха. В 1960—1980 годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы и активно гастролирующим по зарубежным странам.

Понимая, что воспоминания о театре и его актерах для Николая Лукьяновича – самая волнующая тема, Виктор Куликов продемонстрировал видеосюжет обо всех его современниках, ушедших из жизни. Мы увидели портреты Бориса Хмельницкого, Зинаиды Славиной, Леонида Филатова, Валерия Золотухина, Виталия Шаповалова, Нины Шацкой, Владимира Высоцкого, Юрия Любимова и многих других.

Украшением и органичной составляющей композиции стали выступления певцов Александра Прохорова, Ирины Шатохиной, Елены Маклаковой и Михаила Ходанова, исполнивших в том числе и песни, написанные Владимиром Высоцким.

Аплодисментами было встречено и выступление артистки Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе заслуженной артистки России Натальи Пярн, чье становление как актрисы прошло именно в Театре на Таганке. Последние 10 лет Наталья Максимовна вела все творческие вечера Николая Лукьяновича, который все это время активно участвовал во многих творческих проектах центрального военного учреждения культуры.

Благодарность за прекрасный вечер в адрес организаторов выразил главный редактор и генеральный директор Общественного Московского телевидения Сергей Кузнецов. Его проект как раз ориентирован на представителей русского зарубежья, на тех, кто связан с Россией неразрывными нитями общей духовности. Сергей Леонидович, в частности, высоко оценил творческий труд Виктора Куликова, талантливого и одержимого человека, успешно добивающегося поставленной цели, настоящего патриота России. К этому трудно что-либо добавить.