Воин-победитель в онлайне от границы до заграницы

Создать: 12/11/2020 - 13:22
Театральный онлайн-марафон пьесы Александра Вампилова

После невероятно успешного Года театра в России (2019), когда театры дружно воспрянули, оживились и обратились лицом к зрителю, внезапно наступил ужасный карантинный шок, непредсказуемый удар по основам жизни, существования театрального мира: прервалась связь со зрителем. Учреждения культуры закрылись, театралы застряли по домам в четырёх стенах. Начались поиски новых форм работы. Первые робкие попытки встряхнуть видео архивы, преодоление страха публиковать новые постановки…

После того, как «Медный всадник» Мариинского театра посмотрели десятки тысяч людей, сомнения исчезли. Театр вышел в онлайн, и самыми успешными оказались те, кто имел современное оборудование, позволяющее транслировать спектакли в режиме реального времени. Но поиски новых путей не ограничились этим.

Самым успешным театральным проектом года оказалась программа Медиапроекта «Артист» (директор Марина Меркулова) в рамках XVIII Международного театрального форума «Золотой витязь» – Международный театральный онлайн-фестиваль одной пьесы «Старший сын 55+», прошедший с 5 по 29 ноября и охвативший 24 театра-участника из четырёх стран, в ежедневном режиме показывавших в сети свои постановки пьесы Александра Вампилова.

Почему же именно эта вампиловская пьеса, увидевшая свет полстолетия назад, до сих пор не сходит со сцены, и – как мы воочию увидели – от границы до заграницы (в том числе в Алма-Ате, Бресте и Гренобле)?

Александр Вампилов, сын репрессированного учителя, родился и пережил военные годы в Иркутской области, в посёлке на Сибирском тракте, на узловой железнодорожной станции, через которую бесконечным потоком шли забайкальские и дальневосточные дивизии сначала на запад, громить немца, а затем на восток – бить японца. Мальчик видел этих солдат-победителей, чьих-то отцов, вместе со всей страной, со всем народом переживая радость Великой Победы. А позже, через двадцать лет, в пьесе «Старший сын» он одним из первых сумел написать портрет этого солдата со всей силой таланта великого писателя и драматурга.

Образ Сарафанова, старого солдата, прошедшего через страдания, разрушения и смерти войны, оказавшегося на обочине жизни – один из самых трагичных в советской литературе, появившийся в дни, когда страна торжественно, громко и гордо праздновала 20-летие Великой Победы. Как мы радовались Параду Победы на Красной площади, когда сверкающие новыми наградами войска чеканили шаг по главной площади страны!.

И в этом блеске и торжестве Александр Вампилов рассмотрел тех, кто остался забытым, потерянным, одиноким. В пьесе «Старший сын» передана его боль за них, а с ними и за своего отца. Потому так труден был путь Вампилова на сцену. И потому всей стране, каждому из нас Вампилов близок и понятен, а эта пьеса оказалась тем стержнем, способным и сейчас, полстолетия спустя, скрепить людей в единое целое, а театры – в стройную, цельную программу.

Марина Меркулова точно, чутко уловила этот «тренд».

«Старший сын» это пьеса пьес нашего театра.