ВРЕМЯ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ – ТЕМА ДУШЕВНОЙ РАДОСТИ ДЛЯ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РОССИИ НАТАЛЬИ ПЯРН

Создать: 10/18/2021 - 17:52
ВРЕМЯ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ – ТЕМА ДУШЕВНОЙ РАДОСТИ ДЛЯ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РОССИИ НАТАЛЬИ ПЯРН

Литературно-музыкальная программа «Кто были мы, шестидесятники…» заслуженной артистки России Наталья Пярн, премьерный показ которой состоялся в Центре-музее В.С.Высоцкого на Таганке, вызвала немало восторженных отзывов.

Очень здорово, что премьера в тихий вечерний осенний час состоялась именно в уютном зале спрятавшегося в тесных закоулках исторического района Москвы Центра-музея Высоцкого. Здесь очень бережно хранят дух той прекрасной эпохи. А работа Натальи Пярн как раз всецело посвящена памяти замечательных поэтов тех блистательных, дышавших свежестью 60-х годов. Судите сами: в программе звучат произведения Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и Леонида Филатова. Что не имя, то легенда.

Как родилась идея постановки? Хороший вопрос, и ответ на него можно найти на страницах автобиографической книги Натальи Максимовны «Приходит время вспоминать…», о чем она и сказала в самом начале своего выступления. Если коротко, то 60-е годы прошлого века для автора и исполнительницы литературно-музыкальной программы – это время, которое по сей день радостным теплом согревает ей душу, время ее молодости, любви, время ее вхождения в актерскую профессию.

Поэтому она с удовольствием вспоминает, что при поступлении в 1965 году на актёрский факультет ГИТИСа читала новомодное стихотворение Андрея Вознесенского «Бьёт женщина» (это произведение также прозвучало в программе). Педагогами обратившей на себя внимание студентки стали замечательные мастера-мхатовцы: художественный руководитель курса профессор Григорий Григорьевич Конский, знаменитая Ольга Николаевна Андровская и Светлана Леонидовна Собинова – дочь известного русского певца Леонида Собинова. А ее однокурсниками были будущие заслуженные артисты России Нелли Пшенная, Александр Михайличенко, Александр Крючков и Костя Юченков, Зоя Самсонова, Светлана Головина, получившие позднее звание народных артистов России. Круг друзей также впечатлял – студенты Щукинского училища Леонид Филатов, Борис Галкин, Владимир Качан и многие другие талантливые ребята.

Надо ли говорить, что кумирами этой одаренной молодежи являлись как раз герои литературно-музыкальной программы. Те, кто собирал полные залы в Политехническом институте, чьи стихи в рукописях разлетались по всей Москве, кто будоражил сердца песнями под гитару у костров на туристических слетах. К слову, в течение всей программы с экрана зрителям были показаны видеозаписи фрагментов поэтических вечеров и песен на стихи поэтов-шестидесятников.  

Наталья Пярн добилась главного – она смогла оживить эту атмосферу на сцене Центра-музея, подарив зрителям истинное наслаждение произведениями поэтов-шестидесятников. Для того, чтобы это получилось, ей потребовалось провести колоссальную подготовительную работу по поиску и отбору документальных и видеоматериалов, их монтажу – благо ей помогал мастер своего дела, ее друг и единомышленник Виктор Куликов, который руководит музеем В.С. Высоцкого в Тольятти. Так и сложилась галерея легендарных образов, где у каждого своя неповторимая изюминка.

Так, представляя неофициального лидера шестидесятников Евгения Евтушенко, Наталья Пярн читала его поэтическую притчу «Сказка о русской игрушке». Это поучительное произведение, которое по силе воздействия эффективнее любой «агитки», давно относится к лучшим сценическим номерам актрисы, являясь составной частью ее чудного моноспектакля «Матушка – Русь». И история про загадочную русскую душу, не сломленную ханом Батыем, вновь прозвучала очень красиво и убедительно. Раскрыть творчество поэта помогали и архивные видеосюжеты с записью выступлений самого автора и песен на его стихи в исполнении известных певцов: Юрия Гуляева («Хотят ли русские войны»), Клавдии Шульженко («Вальс о вальсе»), Эдуарда Хиля («Сережка ольховая»), Майи Кристалинской («В нашем городе дождь») и Александра Малинина («Дай, Бог…»).

Для отображения образа Роберта Рождественского, поэта, откликавшегося на все актуальные проблемы современности, Наталья Пярн выбрала произведения, которые на особом счету в ее творческом активе: исповедальный, раскрывающий психологию представительниц прекрасного пола «Монолог женщины» и страстный, вызывающий сильнейшие чувства фрагмент «Война» из поэмы «210 шагов». Разносторонность поэта раскрыли и удачно подобранные песни в исполнении Льва Лещенко («Я сегодня до зари встану»), Анны Герман («Эхо любви»), Иосифа Кобзона («Мгновения»), Людмилы Сенчиной («Сладкая ягода»), Юрия Гуляева («Желаю вам»).

Можно представить себе, что чувствовала актриса, когда читала стихотворение «Бьет женщина» Андрея Вознесенского. Конечно, трепет и волнение, которые вернули ее во времена пятидесятилетней давности, когда от творчества поэта сходили с ума «лирики», но большей частью «физики», восторгавшиеся его экстравагантностью сравнений и метафор и мышлением категориями современной науки. Но был и другой – сентиментальный, Вознесенский, который создал «Юнона и Авось» (видеозапись выступления Николая Караченцова и Елены Шаниной), стихи к песням «Благодарю» (поет Муслим Магомаев), «Не исчезай» (Галина Беседина и Сергей Тараненко) и очень многое другое.

Наталья Пярн не могла пройти мимо творчества поэта, барда, прозаика и сценариста, композитора Булата Окуджавы. Из произведений мастера русской авторской песни в программе прозвучали в видеозаписи в его исполнении «Сентиментальный марш», «Надежды маленький оркестрик», «Давайте восклицать», «Возьмемся за руки, друзья».

А с появлением на экране портрета Владимира Высоцкого зрительный зал словно ожил. Наталья Максимовна сама призналась, что испытывает особенное волнение, выступая в центре-музее, носящим его имя. Ей посчастливилось работать в Театре на Таганке именно в ту пору, когда Владимир Высоцкий был уже ведущим актером, в трех спектаклях – «Десять дней, которые потрясли мир», «Пугачёв», «Жизнь Галилея» – довелось с ним работать.

Говоря о его поэзии, она отметила блистательную особенность автора – достоверно и выразительно передавать душевное состояние героев. И наглядно это продемонстрировала, прочитав стихотворение на военную тему «Ожидание». В другом произведении – «Баллада о любви» исполнительница показала, как поэт ценит высокое чувство. Поющим Высоцкого зрители увидели в видеосюжетах, где звучат его песни «Парус», «О поэтах и кликушах», «Охота на волков», «Кони привередливые».

Очень близким человеком для Натальи Пярн был Леонид Филатов. И не только по студенческим годам. Хотя именно в те годы молодой Леня Филатов вместе с Володей Качаном написали веселую, трогательную песню «Свадьба», посвятив ее торжественному событию в жизни своих друзей-студентов Наташи и Лени. Ее текст можно найти в любом поэтическом сборнике Филатова, как и такие стихи, как «Удача», «Свадебный этюд», которые читала Наталья Пярн. А песни на его стихи – «Пушкин», «Варшавский вальс», «О, не лети так, жизнь…» – в видеозаписи исполнил Владимир Качан.

Для представления творчества Беллы Ахмадулиной заслуженная артистка России выбрала стихотворение «Взойти на сцену», и в этом была какая-то символика.  Ведь речь в произведении знаменитой поэтессы идет об актрисе, выступающей на сцене, о ее чувствах, переживаниях и нелегком труде во имя любимого ею зрителя. И в этой роли нетрудно увидеть и саму Наталью Пярн, которая уже более полувека посвящает себя сцене.

По окончании постановки в зале долго не смолкали аплодисменты. Благодарные зрители, в их числе были и сотрудники Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе, засыпали автора-исполнительницу букетами цветов. А она, извиняясь за подсевший голос, обещала, что на будущих творческих вечерах, на которых рассчитывает увидеть и молодежь, подобное не повторится.