В год, когда Россия отмечает 400-летие окончания Смуты и воцарения династии Романовых Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи подготовил уникальную выставку фотографий, запечатлевших настенные надписи в Троицкой церкви села Большие Вязёмы недалеко от Москвы. Будучи родовой вотчиной Бориса Годунова, а впоследствии усадьбой, в которой Дмитрий Самозванец устроил свой загородный дворец, это место непосредственным образом было связано с переломным моментом в отечественной истории – «смутным временем». Большая часть «автографов» оставлена польскими интервентами XVI века. Выцарапанные на камне имена, города, даты свидетельствую об удивительных перипетиях бурной истории России.
О польских граффити, сохранившихся на стенах церкви, некогда построенной и украшенной на средства Бориса Годунова, было известно давно. Однако их берегли и показывали только паломникам. Только недавно они стали объектом пристального внимания ученых. Словно «вжившиеся» в тело храма — выдающегося творения царских зодчих и изографов, многочисленные надписи иноземцев имеют большую историческую ценность, и многое дают поэтическому воображению. Граффити, главную часть которых составляют автографы, выполнены процарапыванием штукатурки кончиками ножей, игл и т.п. Такого количества автографов, как в Вязёмах, не найти ни в одном памятнике эпохи. Ловкие или корявые, изящные или упрямо декларативные, как большевицкие плакаты, надписи в полной мере характеризуют их авторов — необузданных и властных магнатов, разудалых рыцарей-шляхтичей, искателей приключений и разного рода авантюристов наёмников, казаков, маркитантов, католических и других миссионеров. Стены Свято-Троицкой церкви стали свое¬образным альбомом автографов, вобравшим самую суть той трагической для России эпохи. Буквально каждый квадратный сантиметр фресок вяземской церкви подвергся тщательному исследованию. Профессор Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина художник и исследователь древнерусской стенописи А.К. Крылов разработал современную методику фиксации памятников монументальной живописи. Выявление и дальнейшее изучение настенных надписей позволило установить их хронологические рамки, расшифровать имена, проанализировать национальный состав авторов, изучить индивидуальные графологические особенности почерков-характеров и, наконец, причины, побудившие иноземцев оставить на стенах чужой святыни память о себе.
Благодаря такой кропотливой работе посетители выставки смогут не просто познакомиться с самими автографами, но прочитать их как комментарии к картинам и гравюрам на сюжеты из отечественной истории, также представленным на выставке, – события в Чудовом монастыре, откуда бежал за границу Гришка Отрепьев, где выдав себя за царевича Дмитрия, вернулся в Москву с огромным польско-литовским войском, воцарение самозванца, освобождение Москвы от поляков в 1612 году. Именно к этому году относится самое большое количество автографов. Он стал переломным в борьбе русского народа с интервентами. Разбитое, озлобленное, голодное войско иноземцев громило на своем пути все, что встречало. Следы этого времени сохранились и Больших Вязёмах. Назойливо заметные, откровенно кощунственные царапины передают всю злость и досаду «ляхов» за неудавшийся успех. Здесь же ножевые рубцы, сделанные «казаками-разбойниками», ворами-изменниками, которые вместе с иноверцами оскверняли и разоряли храмы. Неуемная казачья вольница оставила выцарапанное иглой счетное табло (для игры в кости или карты) и другие зазубрины, обозначающие ход в той или иной игре. Небезынтересен образ мыслей и язык тогдашнего времени, принадлежавший, по словам А.С. Пушкина, народу «издревле нам родному, но отчужденному от России жребиями войны». Поэтому необычайно трогательной выглядит надпись уставшего от войны казака, вспомнившего о родных, о матери…
Так случилось, что в Троицкой церкви села Большие Вязёмы приходилось неоднократно бывать семье великого русского поэта. Здесь у церковной ограды был похоронен младший брат Александра Сергеевича – Николай. Поэтому неслучайно, что завершает выставку портреты членов семьи Пушкиных. Старинные граффити нанесены на стены церкви на уровне человеческого роста, их трудно не заметить человеку, стоящему во время церковной службы и рассматривающему живописное убранство стен. И вполне естественным кажется тот факт, что кто-то из взрослых показывал Пушкину в его детские годы эти «сабельные надписи». Детские впечатления, освященные картинами героической и трагической истории Отечества, свершавшейся здесь, навсегда остались в памяти поэта. Дополненная подлинным оружием XVII века новая выставка будет интересна широкому кругу посетителей. Выставка «Лики и лица смутного времени» будет открыта до 15 декабря 2013 г.