III Открытый фестиваль военных драматических театров Министерства обороны Российской федерации "Звездная Маска" по традиции проводился в Центральном академическом театре Российской армии,
вызвав неподдельный интерес у той части публики, которая уже знала об этих коллективах по первым двум фестивалям. Многих же привлек в эти дни сам факт того, что военные театры все еще существуют, а не распались, не исчезли вместе с Советским Союзом.
Оказалось, что они не просто существуют, а живут жизнью пусть не простой, но насыщенной, творческой в Мурманске, Владивостоке, Уссурийске, Кронштадте, Севастополе. Кроме этих театров в "Звездной Маске" впервые приняли участие гости – Драматический театр Белорусской Армии (Минск) и давние друзья ЦАТРА, Белгородский государственный драматический театр им.М.С.Щепкина и Российский государственный театр драмы им.Федора Волкова (Ярославль).
Спектакли были разными, в основном, посвященными военной теме, потому что фестиваль посвящался 70-летию Победы, но гости позволили себе привезти в Москву русскую классику – спектакль Семена Спивака "Касатка" А.Толстого (Белгород) и тургеневский "Месяц в деревне" в спорном, далеко не всеми принятом, хотя и номинированном на "Золотую Маску" сразу в шести номинациях прочтении Евгения Марчелли (Ярославль).
Для меня самые сильные впечатления вызвали спектакль Бориса Морозова "Судьба одного дома", инсценировка Владимира Еремина по шести едва ли не самым известным и крупным военным произведениям отечественной прозы ХХ века, и "Сашка" Вячеслава Кондратьева, бережно, сильно и очень современно прочитанный режиссером Станиславом Мальцевым с труппой Драматического театра Тихоокеанского флота (Владивосток). Рядом с ними несколько потерялись и дотошно воссозданная пьеса Алексея Дударева "Рядовые" (режиссер Юзеф Фекета, Драматический театр Северного флота из Мурманска), и бессмысленно осовремененный, ложно глубокомысленный "Сотников" Василя Быкова под названием "Заплутавший на войне человек" (режиссер Михаил Смирнов, Драматический театр Балтийского флота им.Всеволода Вишневского, Кронштадт). Но своей, особой лирической нотой прозвучали тем не менее при многих замечаниях обсуждавших спектакли критиков и "Я жду тебя на Графской…" Аксиньи Норманской (режиссер Александр Губарев, Драматический театр Черноморского флота им.Б.Лавренева, Севастополь), и спектакль-концерт молодых артистов Ярославского театра "Он не вернулся из боя" по песням бардов, и "Браво, конферансье!" Григория Горина в режиссуре Станислава Мальцева (Драматический театр Восточного военного округа, Уссурийск), в котором блистательная игра Владимира Тютюнника "сглаживала" очевидную устарелость пьесы.
И подлинное наслаждение вызвал спектакль белгородцев "Касатка". Этот спектакль давно уже стал визитной карточкой Молодежного театра на Фонтанке из Санкт-Петербурга, которым руководит Семен Спивак, но взгляд из другого времени и яркие индивидуальности артистов белгородского театра не просто "подновили", но совершенно по-другому высветили характеры и события пьесы.
Можно подробно говорить о каждом из названных спектаклей, но за всеми ними вместе и каждым в отдельности выступают достаточно серьезные проблемы сегодняшней жизни не только военных, но и вполне штатских театров, едва ли не главная из которых – каким путем идти дальше, как искать свою столбовую дорогу в запутанности тех тропинок, с которой мы сталкиваемся едва ли не в каждом театре?
Сегодня это – стремление не выпасть из моды на шокирование или увеселение зрителя, на откровенный вызов, эпатаж. Стремление, присущее, слава Богу, не всем поголовно. Черты русского психологического театра, открыто объявляемого сегодня безнадежно устаревшим и никому не нужным, утрачиваются с каждым днем, но ведь рано или поздно зритель вернется к тому, за чем шел в театр на протяжении десятилетий – за сочувствием, состраданием или горячим осуждением не масок, а человеческих характеров, живых, мыслящих и чувствующих. Это не может не вернуться, как осторожно, словно наощупь возвращаются к нам сегодня те нравственные законы и идеалы, которые еще совсем недавно презрительно именовали "совком". А если этого не произойдет – сбудется утверждение героя культового фильма "Москва слезам не верит": телевидение полностью вытеснит театр. Сегодняшнее телевидение – с его агрессивностью, зомбированием, жестокостью убийств и кровопролитий…
Фестиваль "Звездная Маска" самим своим существованием доказал, что вряд ли они сдадутся так просто. На то и военные театры. Они отстаивают свои рубежи…
Автор Кира Алексеева РИА «Трибуна»