Создать: 12/15/2017 - 13:34
В Эрмитаже, в залах Главного штаба, открылся Музей российской гвардии. Экспозиция рассказывает о разных сторонах военного быта: от сражений, парадов и караулов до повседневного уклада жизни русских воинских частей.
«Экспонатом номер один» в музее называют Александровскую колонну на Дворцовой площади ‒ символ победы русского оружия в войне с Наполеоном. Репортаж Екатерины Мельниченко.
Кафтан, шляпа, шарф. В экспозиции представлен мундир, в котором Петр I участвовал в Полтавском сражении. Если бы не офицерский горжет, стальной воротник, то и не скажешь, что военное платье ‒ императорское.
«Петр I вообще был аскетичен в плане одежды, вы знаете, что он долгое время носил одежду, приобретенную им в Голландии», ‒ рассказал заведующий сектором военной геральдики отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа Владимир Данченко.
Именно Петр I в 1700 году создал российскую императорскую гвардию. Она состояла из двух полков: Преображенского и Семеновского. Гвардейцы сражались в Северной войне, Русско-турецкой. Эрмитажная коллекция иллюстрирует события того времени.
«Память о гвардии для Эрмитажа ‒ особая совершенно вещь, потому что мы не только музей искусств, музей культуры, но мы и музей русской государственности и русской воинской славы. Это военный музей, связанный в первую очередь с гвардией», ‒ объяснил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Во все времена гвардейцы с гордостью носили мундиры, подчеркивая свой высокий статус. Ведь гвардия считалась элитным военным подразделением. При Екатерине Великой туда брали только самых рослых, от 180 сантиметров, при Павле I ‒ курносых, похожих на императора.
По Петербургу ходили слухи: в Семеновском полку служат голубоглазые блондины. А в Измайловском ‒ кареглазые брюнеты. Но это, конечно, шутка. Серьезным было одно: безусловные успехи в сражениях.
Гвардейцы не только славно воевали, но и славно праздновали свои победы, в честь которых изготавливали серебряные кубки. Они называются братины. В них подавали вино, пиво, мед. А, к примеру, султан можно было снять, взять в руку и использовать как бокал для шампанского.
Некоторые предметы передали в музей потомки русских офицеров в эмиграции. В те годы, когда гвардейские полки уже были расформированы, они бережно хранили свои реликвии: и портмоне, подаренное сослуживцами, и расколовшуюся рюмку с вензелем, и главное ‒ георгиевскую шашку, символ мужества и чести настоящего русского гвардейца.