Портал военных учреждений культуры

Сталинский «Полный вперёд!»

Создать: 10/09/2020 - 19:56
Сталин и гражданский флот СССР. От рождения до расцвета. 1922-1953
В московском издательстве «Вече» вышла в свет новая книга русского историка и писателя-мариниста капитана 1 ранга Владимира Шигина «Сталин и гражданский флот СССР. От рождения до расцвета. 1922-1953» (ISBN 978-5-4484-2276-8, 432 с., 2020).

 

Рецензия на книгу Владимира Шигина «Сталин и гражданский флот СССР»
 
Имя Сталина флот, как святыню, несёт.
Это он воспитал нас такими!
Это он нас ведёт, – и недаром народ
Храбрецами гордится морскими.
 
Это имя над миром горит, как маяк.
И от юнг до седых адмиралов
Бережёт его в сердце советский моряк
У далёких и близких причалов.
 
Припев:
В любом бою ведёт он нас незримо –
Отец и друг советских моряков.
Споём, товарищи, о Сталине любимом,
О мудром флагмане страны большевиков!
 
(Василий Лебедев-Кумач, «Морская сталинская») 
 
Представлять автора книги, пожалуй, излишне. На сегодня Владимир Виленович Шигин является ведущим писателем-маринистом России, перу которого принадлежат более ста увлекательных и интересных книг, посвящённых разным периодам истории нашего флота и родного Отечества. Теперь автор обратился к сталинской теме. Разумеется, этот его выбор вовсе не случаен.
 
В истории человечества есть личности, которые, несмотря на время, продолжают привлекать внимание потомков. Их любят и ненавидят, ими восторгаются, их проклинают, но при этом их помнят. Очень хорошо помнят! Эти люди настолько изменили нашу историю, что их именами мы называем целые эпохи.
К личностям всемирного масштаба, безусловно, относится и Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин). Несмотря на нескончаемую критику в его адрес данные социологических исследований показывают, что народ в своём большинстве по-прежнему любит и чтит Сталина. Фильмы, статьи и книги о нём обречены на успех, так как новые и новые поколения хотят понять феномен этой незаурядной личности. И в самом деле, удивительно, сколько успел сделать за свою жизнь этот человек, которого кто-то считает малообразованным азиатом-уголовником, руководившим ограблениями банков и пароходов в Грузии для финансирования партии большевиков. Кто-то – безжалостным тираном, устроившим социоцид (геноцид огромных социальных групп) в СССР. А кто-то – великим государственным деятелем.
 
Владимир Шигин в своей книге оценивает деятельность Сталина исключительно в плоскости развития морского торгового, речного и рыболовного флотов Советского Союза. 
Сталин был знаком с историческими работами Василия Ключевского и Льва Мечникова и понимал, что Россия – это речная цивилизация (а начиная с Петра I – и великая морская держава), ибо реки и омывающие нас моря – это и транспортные артерии, и промысел, и созданная инфраструктура (порты, крепости, города…). А горизонт планирования во флоте составляет десятилетия: от момента решения о закладке кораблей, портов, предприятий отрасли и до их постройки, а затем – эксплуатации на протяжении десятилетий (а то и столетий, если речь идёт о капитальных сооружениях). 
 
В книге написано о том, как непросто Сталин пришёл к пониманию важности создания современных и многочисленных морского торгового, речного и рыболовного флотов, как руководил освоением Арктики. Это был непростой процесс. Многие планы были перечеркнуты войной, в которой все три флота приняли самое активное участие. Но едва отгремели последние залпы, Сталин сразу же взялся за возрождение гражданской флотской триады. Обо всех перипетиях сложного процесса рождения, становления и развития трёх составляющих морского могущества нашего Отечества и рассказывается в этой книге.
 
Совершенствование морского торгового, речного и рыболовного флотов Советского Союза в сталинскую эпоху являлось частью планового развития экономики, когда происходило интенсивное наращивание производственного потенциала страны.
Морской торговый флот играл важнейшую роль в океанских и каботажных перевозках, являясь одной из основных отраслей производственной инфраструктуры, обеспечивая координацию действий всех многочисленных звеньев общенародной кооперации. Речной флот являлся главным связующим звеном внутренних регионов СССР, а рыболовный флот обеспечивал государство продовольствием. 
 
 И.В. Сталин, как настоящий государственник, видел в развитии морского, речного и рыболовного флотов гарантию экономической и политической безопасности СССР, перспективы развития прибрежных регионов, освоения северных рек, Арктики и Дальнего Востока.
В книге Владимира Шигина вовсе не утверждается, что Сталин был «добрым дядей», но он и не рассматривается в качестве патологического злодея. Сталин показан жёстким, а порой и жестоким, руководителем. Но при этом главными критериями сталинской оценки людей являлись приносимая человеком польза государству и преданность советской власти. Что же касается руководителей высшего и среднего звеньев, то их Сталин оценивал ещё строже. На руководящие должности он подбирал людей не просто грамотных и профессионально подготовленных, а он искал выдающихся! Причём, обладая интуицией, опытом и умом, он действительно таковых находил. Остальных же безжалостно выбраковывал. Выдвижение на высокие должности, как и снятие с них, происходило столь стремительно, что люди в психологическом плане часто оказывались к этому не готовы. Подтверждение чему можно найти в мемуарах сталинских наркомов. Но если свои стремительные карьерные взлёты авторы мемуаров полагали всегда справедливыми и заслуженными, то столь же стремительные падения вызывали в них вполне понятные смятение и негодование. 
 
Да, Сталин рассматривал людей исключительно с государственной точки зрения, исходя из их полезности и незаменимости. Это цинично и жестоко («винтики великого государственного механизма» – И.Сталин), но, по крайней мере, – честно! Во всяком случае, это куда лучше, чем выдвижение на руководящие должности на основе кумовства, личных связей и взяток! Подумаем, разве кто-нибудь когда-нибудь обвинял Сталина в коррупции? Такое просто невозможно! Сталин был жесток, но в этой жестокости крылась высшая социальная справедливость тоталитарного общества, да и само время не располагало тогда к иному стилю руководства. До вегетарианских  времён развитого социализма было ещё очень далеко… 
Вдумайтесь, чем Сталин хуже Наполеона, который утверждал, что «искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности», а в отношении министров говорил, что их надо так «выжимать» в работе, чтобы они через год-другой превращались в половую тряпку, которую следует выкидывать?.. Поэтому не следует заламывать руки по поводу судеб «несчастных» сталинских наркомов и министров, особенно если вспомнить их «художества» в первые годы советской власти. Они прекрасно знали правила игры, и эти правила до поры до времени их вполне устраивали. Когда же оных сбрасывали с пьедесталов, это значило лишь одно – эти люди просто не соответствовали пьедесталам, на которых обосновались. И не более того. Да и «закон политического бумеранга» никто не отменял: сегодня ты расстреливаешь царских министров, а следующее поколение уже «поставит к стенке» тебя!
 
Иосиф Сталин прекрасно понимал, что для приобретения фактического статуса великой державы СССР должен был помимо мощного военно-морского флота иметь не менее многочисленные и современные морской и рыболовный флоты, а учитывая наличие большого количества судоходных рек внутри страны, и не менее мощный речной флот. Только в этом случае государство могло гарантировать себе реальное освоение не только прибрежных морей, но и океанских просторов. 
Кроме того, в создании мощных морского и рыболовного флотов и многочисленного речного Сталин видел залог обеспечения военной безопасности страны. Морской, речной и рыболовный флоты он рассматривал как потенциальный резерв для военно-морского флота, что и было реализовано в годы Великой Отечественной войны. При этом в военный период, несмотря на большие потери судов, Сталин смог обеспечить пополнение флотов, в том числе и новыми судами, а также организовать массовые океанские перевозки военных грузов, продовольствия и транспортной техники. 
 
В период послевоенного восстановления народного хозяйства значение морского, речного и рыболовного флотов продолжало только возрастать. Это было связано с интенсивным освоением новых и восстановлением разрушенных регионов, с дальнейшим развитием государственной инфраструктуры.
 
Сегодня ряд историков пытается утверждать, что в начале 1950-х годов И.В. Сталин, якобы, отошёл от решения государственных вопросов и перестал интересоваться делами развития государства. Однако реальные факты полностью опровергают эти досужие рассуждения. Находясь на должности председателя Совета Министров СССР, т.е. возглавляя исполнительную власть страны, Сталин по-прежнему не только крепко держал руку на пульсе экономики государства, но и определял вектор его движения. Это хорошо видно по его участию в решении вопросов, связанных с развитием морского флота СССР.
 
Можно только удивляться, насколько ему удавалось исключительно грамотно и дальновидно определять главные цели морского флота, устанавливать основные задачи его развития, осуществлять контроль и руководство выполнением задач на межотраслевом и отраслевом уровнях. Нужно помнить, что свои приказы и распоряжения Сталин отдавал не только и не столько в виде прямых указаний посредством записок или по телефону, а оформлял их через решения партийных съездов и пленумов, съездов и пленумов Верховного Совета СССР, заседаний Президиума Верховного Совета, постановлений Совета Министров СССР. Поэтому историкам не следует оперировать только одними записками Сталина, но рассматривать его деятельность по развитию флотов и через такие документы, как: директивные указания, резолюции, постановления и решения всех высших государственных органов того времени.
 
Итогом почти тридцатилетней деятельности И.В. Сталина во главе Советского государства стало создание мощного современного океанского торгового флота, осуществляющего перевозки по всему миру, строительство новых современных портов с необходимой инфраструктурой. Сталиным был создан многочисленный речной флот, совершеннейшая речная инфраструктура, включающая в себя единую систему стратегических каналов (Беломорско-Балтийский, Москва-Волга, Волго-Донского и т.д.), гидроузлов и водохранилищ. В сталинскую эпоху был построен и совершенно новый промысловый флот. Вместо вёсельных баркасов и парусных шхун в строй вошли океанские траулеры, рефрижераторы и китобойные базы. Вместо примитивных рыбацкий артелей появились мощные рыболовецкие предприятия, оснащённые современной техникой; фактически с нуля возникли рыбоперерабатывающая промышленность и китобойный промысел.
Особо следует отметить создание Сталиным передовой судостроительной и судоремонтной промышленности, позволяющей строить суда любых классов и предназначений; конструкторских бюро; системы учебных заведений по подготовке высокопрофессиональных специалистов во всех областях морского, речного и рыболовного дела.
 
Нельзя обойти вниманием и вопросы освоения Арктики в 30-е-50-е годы ХХ века. Сегодня, во многом благодаря именно И.В. Сталину, Россия может громко заявлять о своих приоритетах в Арктике. Успел Сталин внести свой вклад и в нынешний международный статус Антарктиды.
Разумеется, в деятельности Сталина были и перегибы, и массовые репрессии. Но были и великие победы в деле создания великого государства, обладающего достойным морским, речным и рыболовным флотами. И это – несомненная заслуга лично Сталина перед потомками. Обо всех этих аспектах и пишет, приводя множество интереснейших и уникальных фактов, автор книги «Сталин и гражданский флот СССР. От рождения до расцвета. 1922-1953».
Удивительно, но, несмотря на обилие большого количества исследований и книг о И.В. Сталине, данную тему до Владимира Шигина ещё никто отдельно никогда не поднимал. Почему? – Ответ очевиден: из-за её сложности и обширности. Тем интересней для читателя будет рассматриваемый исторический труд.
 
За годы работы над книгой её автор изучил, проанализировал и обобщил огромный исторический материал, в том числе и уникальные архивные документы, на основании которых создал новое интересное и увлекательное произведение. Книга не оставит равнодушным каждого, кто интересуется правдой о прошлом нашего Отечества, историей сталинской эпохи, историей отечественного морского, речного и рыболовного флотов.
 
Игорь ВИТЮК,
Заслуженный работник культуры Российской Федерации, 
полковник, ветеран боевых действий