Крейсер «Александр Невский» рассказывает свою историю и, попутно, вспоминает моряков, которые служили Родине честно и беззаветно, как в Присяге сказано. От матроса до адмирала – никто не ушёл от зоркого крейсерского взгляда. А в каких операциях ему приходилось участвовать, каких гостей принимать на своём борту! Кто ж ещё расскажет, как ни корабль...
Серьёзных книг о современном Военно-морском Флоте России написано крайне мало. Байки и всякие юмористические зарисовки уже переполняют страницы книг и журналов, и даже кино- и телеэкраны. А действительно серьёзных произведений, с анализом спехов и недостатков явно не хватает. Может быть, поэтому флотская служба, в глазах многих людей далёких от воинской службы, от флота в частности, т.е. в глазах основной части населения нашей страны, это прогулки «по морям-по волнам», заходы, развлечения ради, в экзотические порты, шутейные стрельбы по мишеням и неиссякаемый флотский юмор.
На мой взгляд, новая книга писателя и кинодраматурга Михаила Николаевича Кураева «Я 68-буки» частично восполняет эту пустоту. Недаром в посвящении автор вывел: «Флагу и кораблю». Да, именно Андреевскому флагу и кораблю – артиллерийскому крейсеру проекта 68-бис «Александр Невский» посвятил Михаил Кураев свою книгу. Так, как мы посвятили когда-то свою жизнь кораблям, на которых выходили в море и Флагу – наше поколение – и Военно-морскому Флагу СССР, и Андреевскому, а молодая наша смена, не заставшая Флота СССР – только бело-голубому с перекрестьем, вручённому Флоту его создателем – Императором Петром I Великим.
Михаил Кураев построил повествование от имени крейсера. Беспристрастный повествователь, созданный из металла высшей пробы, оснащённый органами зрения и слуха в виде радиолокационных и стрельбовых станций, стопудовыми кулаками на случай драки в виде артустановок различных калибров и торпедных аппаратов, но, при этом, имеющий сердце и душу, рассказывает нам о победах и неудачах, о дальних морских походах и выходах в ближние полигоны боевой подготовки. А ещё о том, как Флот России предавали и продавали! Люди что, у людей могут быть разные жизненные ситуации. Одни не разглядели этой трагедии, поглощённые флотскими буднями, другие не понимали, что творят с Флотом руководители государства. А кто-то молчал, опасаясь за свою карьеру, а иногда и за жизнь. А корабль, он железный, ему не объявят НСС (неполное служебное соответствие), его не разжалуют, не уволят в запас без пенсии… Правда порезать «на иголки» могут раньше срока, но, это уже, как сложится, как карта ляжет. В общем, кораблю высказывать нелицеприятные слова в адрес вышестоящих персон как-то проще и безопасней.
Крейсер «Александр Невский» рассказывает нам свою историю, т.е. автобиографию и, попутно, вспоминает моряков, которые служили Родине честно и беззаветно, как в Присяге сказано. От матроса до адмирала – никто не ушёл от зоркого крейсерского взгляда. А в каких операциях ему приходилось участвовать, каких гостей принимать на своём борту! Кто ж ещё расскажет, как ни корабль.
Крейсер в своей кильватерной струе проводит читателя по разным широтам мирового океана. От высоких – у архипелага Шпицберген до южных в районе Эфиопии, от восточных меридианов на Тихом океане, до западных в проливе Ла-Манш. И везде встречи с кораблями и моряками разных стран. Крейсеру даже в кино приходилось сниматься! И роль была не самая второстепенная – он играл немецкий линкор «Адмирал Шпеер»!
По книге чувствуется, что автор связан с кино, с работой над сценариями. Она написана широкими мазками от главы к главе. Причём каждая глава – отдельный рассказ, объединённый только одним героем – самим крейсером. Так выписаны сцены, как будто фильм смотришь. Впрочем, один из членов экипажа, хоть и временный, всё же появляется в разных главах – это прикомандированный офицер запаса (на флотском наречии – «партизан»), которого автор называет просто: «этот из кино». Мы, читатели, не знаем ни имени его, ни звания, но думается, что это сам автор и есть. «Этот из кино» набрался впечатлений о корабельной службе, выслушал множество рассказов и флотских баек, почитал доступные документы и изложил всё это на бумаге, приправив рассказ своим взглядом на Военно-морской Флот нашей страны. Так и получилось повествование от имени крейсера.
Мне близка книга Михаила Куракина ещё и тем, что я начинал свою флотскую корабельную службу именно с крейсеров. Сначала две курсантские практики на кораблях именно этого проекта: крейсере «Мурманск» Северного флота (о нём есть упоминание в книге) и крейсере «Жданов» флота Черноморского. А лейтенантом я пришёл в БЧ-5 крейсера другого проекта, предшественника 68-бис (или типа «Свердлов»), учебном крейсере «Комсомолец» Дважды краснознамённого Балтийского флота, проект 68-К.
Кстати не могу не высказать небольших замечаний автору: моряки никогда не называли проект крейсера типа «Свердлов» – 68-буки. Только 68-бис! Да, славянская азбука в ВМФ живёт и работает, но именно с этим проектом было вот так почему-то. Газотурбинные большие противолодочные корабли типа «Керчь» (БПК пр. 1134-Б) называли уже 1134-буки, подводные лодки – буки, букахи… А крейсера с деревянной палубой и шестью башнями универсального калибра – 68-бис. Кроме того, предшественником этих кораблей был не крейсер 26-го проекта (типа «Киров»), а как раз лёгкий (впоследствии – учебный) крейсер проекта 68-К, тот самый на котором мне посчастливилось служить, выходить в Балтийское море и участвовать в параде на Неве в 1978-м году. Он отличался от последователя тем, что его верхняя палуба не была покрыта тиком, т.е. была железной. И башен универсального калибра было не шесть, а всего четыре. Зато башен главного калибра (три ствола 152 мм на башню) было тоже четыре! «Комсомолец» был последним кораблём пр. 68-К в строю ВМФ СССР. Это был самый старый корабль флота после крейсера «Аврора»! Так сказал мне командир корабля, когда я представлялся ему при вступлении в должность командира трюмной группы. И был я последним лейтенантом, который выходил на УКР «Комсомолец» в море и участвовал в учениях ДКБФ. В 1979 году наш крейсер был поставлен на вечную стоянку в Лиепае, а потом пошёл, как говорят моряки, «на иголки»… А меня назначили на новейший корабль флота – эсминец проекта 956 «Современный». Но это уже не о книге Михаила Кураева, а просто лирическое отступление, чтобы читателю было понятно, что рецензию пишет корабельный офицер. А на флоте не все офицеры корабельные, береговики тоже свою службу несут исправно, о чём в книге «Я – 68-буки» говорится весьма подробно. И многие «приколы» наших корабелов над «несчастными береговыми офицерами» упоминаются. Например: «Мы корабелы – элита флота, пусть береговики нам завидуют! Но когда первый лопнет от зависти – назначьте меня на его место». Может и грубовато, зато точно! Это флот! Хоть и серьёзная книга, но без юмора никак не обойтись.
Прочтите книгу Михаила Куракина. Те, кто прошёл службу или был связан с флотом вспомнят те годы, те крейсера и эсминцы, те отношения между людьми, которые во все времена считались честными, открытыми и достойными. А те, кто о флоте знает только по картинкам и фильмам найдёт в ней для себя много нового и, несмотря на некоторые неточности, правдивого!
Михаил Зверев, капитан 2 ранга запаса, член Союза писателей России
* * *
Михаил КУРАЕВ. «Я - 68-й «буки». СПб., ИД «Петрополис», 2020, 228 стр.
Об авторе: Михаил Николаевич Кураев, прозаик, кинодраматург. лауреат Государственной премии России, кавалер Ордена Дружбы. Член Союза писателей СПб и ПЭН-клуба. Родился в Ленинграде в 1939 году в семье инженера, потомственного русского интеллигента. Работал на ленинградской киностудии «Ленфильм», по его сценариям поставлено семь художественных фильмов. Последняя работа М. Кураева в кино – двухсерийный художественный фильм «Сократ» (1991 г.). В 1987 году Кураев дебютировал как прозаик повестью «Капитан Дикштейн» в журнале «Новый мир» и становится постоянным автором ведущих московских журналов «Новый мир» и «Знамя».